«Роснефть» хочет получить новые участки в Арктике

Они находятся рядом с открытым ею недавно месторождением в море Лаптевых
«Роснефть» – царица морей
«Роснефть» – царица морей / Роснефть

В середине июня «Роснефть» сообщила об открытии первого месторождения нефти на шельфе Восточной Арктики. Речь идет о Хатангском лицензионном участке в море Лаптевых. Нефть была обнаружена в результате бурения скважины «Центрально-Ольгинская – 1» с берега полуострова Хара-Тумус Хатангского залива. «Мы сегодня можем вам доложить по итогам предварительного анализа, который нами сделан, что мы стоим на пороге открытия очень серьезного месторождения», – рассказывал тогда главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин президенту Владимиру Путину (цитата по «Интерфаксу»).

Данные о запасах «Роснефть» пока не сообщала. Но выяснилось, что структуры, которые могут содержать нефть, выходят за границы Хатангского участка и распространяются на участки полуострова Хара-Тумус и прибрежной акватории острова Большой Бегичев, говорится в письме от 20 июня Сечина Путину. «Ведомости» ознакомились с текстом письма.

Освоение этих сопредельных территорий очевидно, пишет Сечин, поэтому целесообразно провести тендеры на них. Путин поддержал предложение и переадресовал письмо министру природных ресурсов Сергею Донскому. Такое поручение было дано, подтвердил представитель Минприроды. 17 июля министерство направило вице-премьеру Александру Хлопонину на согласование текст доклада президенту (с его содержанием ознакомились «Ведомости»). Из него следует, что на территориях, о которых идет речь в письме Сечина, находятся два участка – Бегичевский и Хара-Тумус. Первый является участком недр федерального значения и может быть продан на аукционе. Роснедра уже начали готовить соответствующий проект распоряжения правительства и попросили «Роснефть» уточнить координаты этого участка. Участок Хара-Тумус не относится к недрам федерального значения, министерство предложило провести на него конкурс.

В письме Сечин предложил закрепить требование к претендентам – наличие у них лицензий на российском арктическом шельфе. Минприроды согласно. То есть выходит, что в этих тендерах может принять участие только «Роснефть» и «Газпром», уже имеющие такие лицензии. Будет ли «Газпром» подавать заявку, представитель компании не сказал.

Миллиарды на шельф

С 2012 г. «Роснефть» инвестировала в освоение арктического шельфа около 100 млрд руб. До 2021 г. инвестиции вырастут в 2,5 раза до 250 млрд руб., сообщил Сечин Путину. Предварительная геологоразведка моря Лаптевых показала наличие ресурсов нефти и газа до 9,5 млрд т условного топлива.

Сейчас закон разрешает выдачу лицензии участнику конкурса, если поступила заявка только от него одного. В случае с аукционом заявки должны подать минимум два юридических лица, но при этом они могут быть аффилированными. То есть у «Роснефти» есть шанс получить оба участка, в случае если «Газпром» решит не участвовать.

«Газпром» вряд ли заинтересуется, компания сейчас не проявляет большого интереса к арктическим проектам, к тому же мешают санкции и низкие цены на нефть, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. «Роснефти» принадлежит 28 лицензионных участков на арктическом шельфе с суммарными ресурсами 34 млрд т. н. э. В море Лаптевых у нее пять лицензий.

Выдача шельфовых лицензий (получают только госкомпании) в 2016 г. была заморожена. У «Роснефти» и «Газпрома» много обязательств по уже существующим лицензиям, они должны сконцентрироваться на них, объяснял Донской.

Но участки Бегичевский и Хара-Тумус к шельфу не относятся. Ими мог бы заинтересоваться, например, «Лукойл», говорит аналитик «Атона» Александр Корнилов: «Компания уже работает на Хатанге, проводит сейчас геологоразведку Восточно-Таймырского участка». Лицензию на него «Лукойл» выиграл в 2015 г. Но «Роснефть» – второй участник конкурса – была недовольна, заявив, что предложила лучшие условия освоения, чем «Лукойл». Оспорить это в суде не удалось, а позже «Роснефть» без тендера получила Хатангский участок.

«Требование к претенденту, которое предложила «Роснефть», в первую очередь нужно, чтобы не пустить «Лукойл», – считает Нестеров. «Лукойлу» интересен этот регион, там серьезные перспективы, а ему нужно пополнять ресурсную базу. «Лукойл» давно борется за право выхода частных компаний на шельф, напоминает Нестеров, но сейчас ему это менее интересно из-за санкций и низких цен на нефть.

Представители «Роснефти», «Лукойла» не ответили на запросы «Ведомостей». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков и представитель Хлопонина от комментариев отказались.

«Роснефть» – царица морей