Минтранс предлагает сократить список вещей, которые можно взять на борт
В сумку теперь придется упаковывать верхнюю одежду, ноутбуки, телефоны и зонтыВо вторник на портале regulation.gov.ru появился новый проект приказа Минтранса «Об утверждении Федеральных авиационных правил», который меняет правила перевозок и провоза багажа в салоне самолета. Из законопроекта следует, что Минтранс предлагает серьезно ограничить возможность провозить в салоне вещи помимо ручной клади и устанавливает минимальный вес ручной клади – 5 кг.
В частности, ведомство предлагает отказать пассажирам в бесплатном провозе папок для бумаг, зонтов, тростей, верхней одежды, печатных изданий для чтения в полете, телефонов сотовой связи, фотоаппаратов и видеокамер, а также портативных компьютеров и букетов цветов. Все эти вещи исключены из пункта 135, который регулирует нормы бесплатного провоза багажа, если вещи находятся при пассажире и не вложены в ручную кладь. По версии Минтранса, бесплатно и не в ручной клади можно будет провезти лишь дамскую сумочку или портфель, детское питание для ребенка, костюм в портпледе, детскую люльку, а также костыли или складное кресло-коляску, если оно помещается под сиденьем впереди стоящего кресла.
Оптимизация перечня проведена «на основе исследований, выявивших наименее востребованные предметы, которые пассажиры обычно берут с собой на борт самолета помимо ручной клади», поясняет представитель Минтранса. По его словам, пассажиру не запрещено убирать все исключенные из перечня вещи в ручную кладь, что, «по сути, всегда и находится там». Таким образом, перечисленные вещи могут быть включены в минимальную норму ручной клади – не менее 5 кг, заключает он.
Обсуждать проект приказа можно будет на regulation.gov.ru до 4 августа, Минтранс планирует закрепить норму в ноябре этого года. Но обещает учесть все мнения экспертов (см. врез).
Представитель S7 заявил, что комментировать предложения Минтранса преждевременно. «Это только предложение, и предстоит его обсуждение, мы менять свою систему тарифов не планируем», – отметил он. Коммерческий директор «Ютэйр – пассажирские авиалинии» Павел Пермяков заявил, что «минимальная норма в 5 кг ручной клади выглядит справедливой, но «Ютэйр» даже в самом экономичном тарифе «Лайт» разрешает брать на борт 10 кг и не планирует снижать планку». По его словам, ограничение по габаритам и весу может быть связано только с доступным в салоне самолета местом на полке. Представители авиакомпаний «Аэрофлот» и «Победа» не ответили на вопросы «Ведомостей».
Долетело до Матвиенко
Инициатива Минтранса уже вызвала оживленную реакцию. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала проект акта «коллективной безответственностью», передает ТАСС. Замминистра транспорта Сергей Аристов ответил: «Мы только первое приближение озвучили и готовы к широкому обсуждению, привлекаем всех».
Из текущей нормы закона следует, что в багаже пассажир может провозить не менее 10 кг, тогда как вес ручной клади не установлен, отмечает авиаэксперт и редактор сайта aviablogger.com Константин Парфененок. Законопроект сырой, его еще нужно дорабатывать, признает Парфененок. Предложенные нормативы можно толковать двояко: или при провозе в самолете телефонов и зонтов надо будет доплачивать за них (при условии, что сумка с ручной кладью весит 5 кг), или придется складывать все в сумку и доплачивать за перевес ручной клади, отмечает он.
Оценить экономический эффект от того, что пассажирам придется паковать в ручную кладь большую часть вещей, которые они несут с собой в самолет, и при этом не превысить 5 кг, сложно, считает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Но он не видит трагедии в том, что видеокамеры и фотоаппараты не подпадут под норму бесплатного провоза. Для большинства пользователей эти устройства давно заменил мобильный телефон. Даже актуализированные нормы бесплатного провоза багажа создают почву для конфликтов с сотрудниками авиакомпаний, поскольку не описывают, что такое дамская сумочка или портфель. По его мнению, следовало бы в авиационных правилах прописать совокупный вес предметов ручной клади и габариты.
Гендиректор Infomost Борис Рыбак вообще считает излишнее регулирование вредным. «Действующий Воздушный кодекс, созданный в начале 1990-х гг., – неуклюжая компиляция авиационных норм советских времен, где была лишь одна авиакомпания, и плохо переведенных на русский язык американских правил», – сетует он. Необходим новый Воздушный кодекс, который регулировал бы базовые принципы, остальное должно быть прописано в договоре на авиаперевозку, который заключается между пассажиром и каждой авиакомпанией, считает Рыбак.