Биомедицинский холдинг «Атлас» начнет продавать в Великобритании генетические тесты

Туда же компания переведет свой головной офис
Тесты «Атласа» позволят британцам понять, как вести более здоровый образ жизни
Тесты «Атласа» позволят британцам понять, как вести более здоровый образ жизни / Eric Risberg / AP

Биомедицинский холдинг «Атлас» после 15 июля начнет продавать в Великобритании два теста: генетический и микробиоты кишечника (см. врез), рассказал «Ведомостям» гендиректор и совладелец биомедицинского холдинга «Атлас» Сергей Мусиенко. Информация о регистрации Atlas Biomed Group Ltd есть в британском реестре. На портале bloomberg.com сообщается, что компания продает ДНК-тесты, есть и ссылка на официальный сайт в Англии – с продукцией «Атласа».

«Атлас» станет британской компанией, а российские юридические лица – ее «дочками», говорит Мусиенко: несмотря на Brexit, Англия – один из главных мировых финансовых и деловых центров, «Атлас» рассматривает ее как мост для экспансии в Европу, США и Азию.

Европейский рынок был стратегической целью холдинга с момента основания, продолжает Мусиенко, это обусловлено низкой конкуренцией на рынке потребительских генетических тестов и минимальными по сравнению с США ограничениями при регистрации тестов.

Рынок оборудования, реактивов и услуг, связанных с геномными технологиями, составляет 8 млрд фунтов в год, оборот работающих в Англии компаний – около 1 млрд фунтов, ссылается Бюро по биологическим наукам минздрава Великобритании на исследование Deloitte 2015 г. Глобальный рынок будет существенно расти, в первую очередь из-за удешевления технологий анализа ДНК и инвестиций от фармкомпаний, приводит Мусиенко прогнозы экспертов.

«Атлас» и его продукты

Холдинг «Атлас» создан в 2013 г. группой биоинформатиков, генетиков и врачей. Сейчас владельцев семеро, говорит Мусиенко, кроме него – Андрей Перфильев, Дмитрий Алексеев, Артем Руди, Илдус Фатхутдинов, Дмитрий Осипенко и Александр Тяхт. Частные инвестиции превысили $5 млн, сообщил Мусиенко, выручку не раскрывает. «Атлас» выпускает генетический тест (исследование статуса носительства 283 наследственных заболеваний и система управления рисками по 17 многофакторным заболеваниям) и тест микробиоты кишечника (состав бактерий, которые определяют метаболизм многих питательных веществ и витаминов и участвуют в формировании иммунитета).

«Атлас», по словам Мусиенко, получил разрешение на продажу тестов от британского регулятора Medicines and Healthcare Products Regulatory Agency (MHRA). Представитель MHRA за полторы недели так и не ответил «Ведомостям». До конца 2017 г. «Атлас» планирует продать в Великобритании до 3000 тестов, за пять лет довести годовые продажи до 100 000 тестов.

Исследование ДНК и интерпретация результатов одинаковы для российских и зарубежных потребителей, объясняет Мусиенко. Личный кабинет пользователя адаптирован для британского рынка; будет изменен дизайн коробки, чтобы биологический материал можно было отправлять по почте, делится планами гендиректор «Атласа».

В России генетический тест «Атлас» стоит 29 900 руб., в Британии будет стоить гораздо дешевле, 149 фунтов (около 12 000 руб.), потому что все реагенты и микрочипы импортируются, рассказывает Мусиенко. Кроме того, в России в цену включена консультация генетика, продолжает он, а в Великобритании это отдельная опция. Исследование микробиоты, по его словам, будет стоить почти одинаково из-за близкой себестоимости: 9900 руб. против 125 фунтов (около 10 000 руб.). Извлекать из слюны и расшифровывать ДНК будет лаборатория в Европе, говорит Мусиенко. На первом этапе инвестиции составят до $2 млн, сообщает он, деньги пойдут на запуск, в том числе маркетинг и организацию отдела продаж. Пока «Атлас», по словам Мусиенко, работает на британском рынке самостоятельно, без дистрибуторов. Продукт высокотехнологический и уникальный для рынка, «Атлас» лучше понимает стратегию продвижения, считает он.

Англия – хороший мост, оттуда легко развивать бизнес как в Европу, так и в США и Азию, говорит директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. Выход напрямую на рынок США, где высока конкуренция, потребовал бы существенно больших затрат: о других регионах пришлось бы забыть. Успех «Атласа» зависит от достоверности технологии, цены, маркетинга и пиара, уверен Крестинский.

Основной конкурент «Атласа» в Великобритании – американская 23andMe, говорит Мусиенко. Ее основали в 2006 г. Анна Войжицки, бывшая жена одного из основателей Google – Сергея Брина, и Линда Эви. В 2012 г. 23andMe получила $50 млн от консорциума инвесторов, среди которых был россиянин Юрий Мильнер. В 2015 г. Forbes оценивал сервис в $1,1 млрд.

Продукты «Атласа» позволяют потребителю прямо в личном кабинете узнать состав микробиоты и оценить свой образ жизни, рассказывает Мусиенко, эта информация содействует обоснованному изменению образа жизни с учетом индивидуальных особенностей организма и улучшению состояния здоровья.

Представитель Мильнера отказался от комментариев, представитель 23andMe в течение недели не смог ответить на запрос «Ведомостей».