Россия и ОПЕК могут продлить ограничения на добычу нефти
Но главными бенефициарами возможного роста цен станут американские нефтяникиВ понедельник, 24 июля, мониторинговый комитет ОПЕК+ рекомендовал продлить соглашение по сокращению добычи после I квартала 2018 г., если это потребуется для балансировки рынка, сообщил по итогам встречи в Санкт-Петербурге министр энергетики Александр Новак. С российскими компаниями продление соглашения пока не обсуждалось. Их представители не ответили на запросы «Ведомостей».
Саудовская Аравия поддерживает предложение и даже готова сократить экспорт нефти на 13% до 6,6 млн барр./сутки, сказал министр энергетики страны Халид аль-Фалих.
Осенью 24 страны, включая Россию и 13 стран ОПЕК, договорились с января на полгода снизить добычу на 1,8 млн барр./сутки от уровня октября прошлого года, затем соглашение было продлено до марта 2018 г. Россия, как и обещала, сократила добычу на 303 000–305 000 барр./сутки, рассказал Новак. Показатель исполнения договоренностей между странами-участницами достиг 98%. «Исторически таких показателей не было», – доволен Новак.
Спрос на нефть будет расти, отмечает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Так, если в 2016 г. он составил 96,6 млн барр./сутки, то в этом году, по прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), он вырастет до 98 млн барр./сутки, а в 2018 г. – до 99,4 млн барр./сутки. Такие темпы – рекордные в основном благодаря росту потребления в Китае и Индии, отмечает МЭА.
Но в целом поставки нефти на мировой рынок в июне выросли на 720 000 до 97,46 млн барр./сутки за счет роста производства странами, не входящими в ОПЕК, сообщило МЭА.
Добыча растет в первую очередь в США и Канаде. В 2016 г. американские компании добыли 8,9 млн барр., прогноз на этот год – 9,3 млн барр./сутки, говорится на сайте минэнерго США. В 2018 г. министерство прогнозирует рост до 9,9 млн барр./сутки. Это будет самым высоким показателем в истории США. Предыдущий рекорд был установлен в 1970 г. – 9,6 млн барр./сутки.
Президент США Дональд Трамп уже обещал «золотую эру» американскому бизнесу за счет увеличения экспорта газа, угля и нефти.
«Дополнительные объемы сланцевой нефти, которые США выбросили на рынок в первом полугодии 2017 г. и еще внесут до конца года, нельзя не замечать», – отметил в интервью РБК-ТВ генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо (цитата по «Интерфаксу»). По его словам, в IV квартале этого года ОПЕК и США планируют обсудить ситуацию на рынке.
«В США много добывающих компаний, а государство добычу не регулирует, – указывает Нестеров. – Трудно представить, с кем ОПЕК будет договариваться». По его словам, пока сложно прогнозировать, прекратится или нет рост сланцевой добычи в США. Сектор очень чувствителен к изменению цен на нефть, говорит директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. Окончательное решение о продлении соглашения будет приниматься не ранее весны следующего года, добавляет она. Перепроизводство сохраняется, складские запасы снижаются очень медленно, поэтому соглашение может быть продлено до конца 2018 г., считает Нестеров.
Соглашение ОПЕК+ поддерживает цены на нефть, что на руку американским компаниям: они вовлекают в разработку все новые участки, увеличивая добычу, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Сейчас США увеличивают добычу за счет месторождений, где уже давно подготовлены запасы, есть инфраструктура, сделаны инвестиции. Но дальше им придется вовлекать в разработку месторождения, где нужны более серьезные капитальные вложения и, соответственно, более высокие цены на нефть.
Россия и члены ОПЕК, в первую очередь страны Персидского залива, союзниками не являются, в лучшем случае они ситуативные партнеры, убежден старший преподаватель НИУ ВШЭ Леонид Исаев. В сфере нефтедобычи общий интерес есть, однако стартовые позиции разные, поэтому и договариваться сложнее, считает Исаев: «У нас разная себестоимость добычи – если Саудовская Аравия еще может позволить себе планку в $28, то для нас это просто катастрофа». Переиграть США в Персидском заливе Россия не сможет, считает Исаев, ведь она мало что может предложить, а с США у стран региона долголетние союзнические отношения: «Космос и атомная энергетика эти страны не интересуют, технологии не для военных целей, а для широкого пользования мы делать не умеем. Даже наши поставки вооружений Саудовской Аравии, ОАЭ или Бахрейну по сравнению с США совсем небольшие, мы же не сможем полностью заменить американское вооружение или поставлять к нему комплектующие».