«Северсталь» добывает руду у Виталия Черномырдина

Она стала крупным кредитором компании сына бывшего премьер-министра
Шевелев называет Яковлевский рудник уникальным предприятием. Оно добывает руду подземным способом, а не открытым, как подавляющее большинство конкурентов
Шевелев называет Яковлевский рудник уникальным предприятием. Оно добывает руду подземным способом, а не открытым, как подавляющее большинство конкурентов / yakovlevo.ru

Газпромбанк продал «Северстали» Алексея Мордашова права требования по долгу ООО «Металл-групп» на 12 млрд руб. за половину его стоимости, сообщила компания. «Металл-групп» с 2004 г. владеет лицензией на разработку центральной части Яковлевского железорудного месторождения (Белгородская обл.). Оно расположено в Курской магнитной аномалии – крупнейшем железорудном бассейне мира. Часть его месторождений разрабатывают крупнейшие в России ГОКи – Лебединский, Михайловский (входят в «Металлоинвест») и Стойленский (НЛМК).

«Северсталь» не скрывает, что хотела бы стать владельцем Яковлевского месторождения. Компания «рассматривает возможности консолидации долей участия» «Металл-групп», сказал гендиректор «Северсталь менеджмента» Александр Шевелев. «Сложившаяся сегодня ситуация с долговой нагрузкой не позволяет активу полноценно развиваться», – добавил он.

Шевелев называет Яковлевский рудник уникальным предприятием. Оно добывает руду подземным способом, а не открытым, как подавляющее большинство конкурентов. Зато рудник единственный в стране добывает железную руду, не требующую обогащения. Запасы месторождения – 9,6 млрд т руды. Сейчас предприятие добывает 1 млн т руды в год и готовится увеличить производство до 4,5 млн т в год.

Крупные активы уже проданы

До 2002 г. Виталию Черномырдину и его брату Андрею принадлежало 12% в «Стройтрансгазе», подрядчике «Газпрома» по строительству газопроводов. Сама компания тогда владела 6,2% «Газпрома», писал Forbes. Пакет был продан «Газпрому». В 2004 г. Черномырдины продали «Газпрому» долю в компании «Газэнергосеть». Виталий Черномырдин, по данным «СПАРК-Интерфакса», является руководителем и соучредителем межрегионального фонда Черномырдина «Поддержка и развитие среднего класса», а также еще нескольких ООО.

Представители Газпромбанка и «Северстали» не говорят, когда «Металл-групп» начнет или должна была начать выплату по кредиту. Представитель «Северстали» лишь уточняет, что финансирование обеспечено 100%-ной долей должника. Бенефициары компании – Виталий Черномырдин и Андрей Клямко, добавляет он. То же самое говорит и директор ETG Corp Николай Федоров. Его компания в составе консорциума инвесторов тоже хотела выкупить право требования долга у Газпромбанка.

Черномырдин – сын бывшего премьер-министра России Виктора Черномырдина, Клямко – бизнесмен из Санкт-Петербурга, бывший совладелец украинского «Смарт-холдинга».

С ними компания намерена договориться о покупке актива на «взаимовыгодных условиях», уверяет представитель «Северстали». С Виталием Черномырдиным «Ведомостям» связаться не удалось.

Актив нужен «Северстали», чтобы повысить долю собственного сырья в производстве стали, объясняет ее представитель. Сейчас она составляет 50%. К тому же в ближайшие 10 лет будет закрыт один из двух рудников компании – Олкон.

Фактически «Северсталь» уже получила контроль над компанией, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Вишневский и партнеры» Герман Вишневский. Он уверен, что шансы на консолидацию актива велики. Плата за долг в 50% от номинала говорит о том, что у должника имеются признаки неплатежеспособности. Это значит, что «Северсталь» в случае дефолта может обратить взыскание на залог – 100% долей «Металл-групп» или инициировать ее банкротство.