РЖД дает скидки на перевозку нефти
Монополия готова перевезти 600 000 т нефти в Финляндию с дисконтом в 45%. Это может быть нефть «Башнефти», считает экспертВ 2016 г. РЖД планировала закончить 2017 г. с убытком в 142,4 млрд руб. Но после корректировки финансового плана рост перевозок и грузооборота по сравнению с планом 2016 г. увеличит доходы на 3%, или почти 43 млрд руб. Еще 2 млрд руб. компания получит от прочих видов деятельности. Но для безубыточности этого мало – РЖД начала давать значительные скидки на экспортные перевозки грузов, чтобы увеличить их количество. В 2016 г. перевозки нефти и нефтепродуктов (дорогие грузы) снизились на 6,1% до 235,8 млн т.
Монополия предложила скидку в 44,9% на сырую нефть в цистернах назначением в Финляндию под гарантии поставок не менее 600 000 т, следует из материалов монополии, опубликованных во вторник, сообщает «Интерфакс». Новые тарифные условия коснутся грузов, отправляемых со станции Бакланка Северной железной дороги на станцию Бусловская Октябрьской железной дороги и далее в Финляндию. Обязательства поставок войдут в договор между сторонами, действительный до 31 июля 2018 г.
Изменение тарифов в границах ценовых пределов, установленных ФАС, обосновано экономической целесообразностью для компании, пояснил представитель монополии. В частности, для привлечения дополнительных грузов – нефти с трубопроводного транспорта.
Перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге с начала 2017 г. выросли на 1,3% до 99 млн т (по сравнению с январем – июнем 2016 г.), говорится в обзоре главного аналитика Объединенной вагонной компании (ОВК) Лейсаны Коробейниковой. Экспортный грузопоток вырос в Польшу (втрое), Белоруссию (+75%) и Китай (+40%), указывает она. В основном погрузка выросла благодаря увеличению перевозок дистиллятов газового конденсата (+25%), топочного мазута (+5%) и тяжелых нефтяных остатков (кратный рост, почти не перевозились в прошлом году). «Несмотря на положительную динамику, говорить о восстановлении перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом пока не приходится», – сдержанно комментирует динамику эксперт ОВК.
Неизвестно, принял ли кто-то из нефтяников предложение монополии или нет. Ранее по по маршруту Бакланка – Бусловская нефтяные грузы не перевозились, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, фактические отгрузки в 2014 г. ежемесячно составляли 50 000 т, но с середины 2015 г. они снизились до 20 000 т, а затем почти прекратились. В этой местности находится нефтеналивной терминал ГК «Росойл» с максимальной мощностью до 3,8 млн т в год, а также «Русстройинвест». В 2014 г. нефтяные грузы перевозил «Росойл». Сейчас РЖД может пытаться привлечь грузы «Башнефти» – к Бакланке выходит магистральный нефтепровод из Башкирии, отмечает Бурмистров. Представитель «Роснефти» (контролирует «Башнефть») на вопрос не ответил.
С учетом скидки стоимость перевозки грузов с предоставлением цистерны, по его словам, составит около 550 руб. за 1 т (раньше – 900 руб. за 1 т). Цена транспортировки нефти трубопроводным транспортом по участку, расположенному параллельно с железной дорогой, достигает 600 руб. за 1 т. «Такая разница вполне может стать поводом переключить груз на железную дорогу», – уточнил эксперт. То есть при гарантированных перевозках в 600 000 т РЖД получит прирост в доходах почти 330 млн руб., по данным Бурмистрова.
Кроме того, правление РЖД установило почти 40%-ную скидку на перевозки зерна через станцию Самур Северо-Кавказской железной дороги в Грузию под гарантии поставок не менее 1,3 млн т. Это решение будет действовать до 30 июня 2018 г. Привлечь зерно на железную дорогу РЖД планирует с автомобильного и морского транспорта, пояснил представитель компании.
После корректировки нижней границы тарифного коридора для грузов II и III классов (самых дорогих) с минус 25% до минус 50% в декабре 2016 г. РЖД начала предоставлять повышенные скидки. Тогда монополия установила понижающие коэффициенты на перевозки нефтепродуктов, бензина, газового конденсата и его дистиллятов в нефтяных цистернах на маршрутах внутри страны. Размер скидок варьировался от 1 до 49,5% в зависимости от станций отправления, напоминает «Интерфакс».