Китай скупает порты по всему миру

За прошедший год Китай инвестировал в девять портов, вдвое – до $20 млрд – увеличив вложения
Самые серьезные суммы предназначены для четырех проектов в Малайзии
Самые серьезные суммы предназначены для четырех проектов в Малайзии / Zulkarnain / Zuma / TASS

В стремлении стать морской державой Китай активно вкладывает средства в порты в других странах. За прошедший год по июнь китайские компании объявили о покупке либо инвестициях в девять портов на общую сумму $20,1 млрд, показало исследование лондонского инвестбанка Grisons Peak. Кроме того, ведутся переговоры о вложениях в ряд других портов; суммы по этим проектам не назывались. Годом ранее, по подсчетам Financial Times, инвестиции Китая в проекты, связанные с иностранными портами, составили $9,97 млрд.

В июне Пекин назвал три маршрута ключевыми для успеха его проекта «Один пояс, один путь», благодаря которому Китай хочет связать торговыми путями около 65 стран в Азии и Европе. С учетом этого «неудивительно видеть столь значительный рост инвестиций в порты и судоходство», говорит Генри Тиллман, гендиректор Grisons Peak.

Значимость одного из этих маршрутов – из Китая в Индию и затем в Средиземное море – хорошо подчеркивают инвестиции вдоль него. Самые серьезные суммы предназначены для четырех проектов в Малайзии – $11,62 млрд в общей сложности, в том числе $7,2 млрд для проекта Melaka Gateway. В Индонезии планируется вложить $590 млн в проект Kalibaru – расширение крупнейшего в стране порта Tanjung Priok.

Портовый оператор China Merchants предложил построить крупный контейнерный порт в Клайпеде. Велись переговоры о возможных китайских инвестициях в норвежский порт Киркенес и два порта в Исландии, говорят люди, знакомые с их ходом.

В ряде случаев активность Китая порождает вопросы, не пытается ли Пекин воплотить в жизнь свои стратегические интересы под прикрытием коммерческих, говорит Джонатан Хиллман из Центра стратегических и международных исследований. «Со стратегической точки зрения владение портом открывает двери для действий, не связанных с торговлей, таких как размещение военных или сбор разведывательных данных, – отмечает Хиллман. – Но есть и обычная политика. Различные группы интересов в Китае и странах-партнерах хотят участвовать в новых проектах, и теперь они могут это делать под знаменем китайской инициативы «Один пояс, один путь».

Перевел Михаил Оверченко