Частный сектор остается значимой величиной в российском авиапроме

ОАК может отдать на аутсорсинг до 40% бизнеса
Беспилотник «Орлан-10» разработки частной компании стал основным типом аппаратов этого класса в российской армии
Беспилотник «Орлан-10» разработки частной компании стал основным типом аппаратов этого класса в российской армии / Владислав Белогруд / Интерпресс / PhotoXPress

Одной из самых заметных частных компаний является принадлежащая АФК «Система» петербургская группа «Кронштадт», которая единственная располагает отдельным павильоном на МАКСе. Компания непубличная, ее выручка не раскрывается, однако известно, что она занимается созданием беспилотных летательных аппаратов (БЛА) большой продолжительности полета двойного назначения «Орион» – приблизительного аналога одного из самых известных американских БЛА Predator. По словам гендиректора группы «Кронштадт» Армена Исаакяна, проекты, связанные с разработкой и производством БЛА разного класса – как малых, так и тяжелых, – являются наиболее важными в авиационном направлении бизнеса группы. Но одновременно «Кронштадт» разрабатывает наземные системы обработки и представления данных, полученных БЛА; целевые нагрузки различного назначения – от прожекторов до лазерных систем определения координат, а также продолжает разработку и производство современных авиатренажеров, в том числе для иностранных покупателей российских военных вертолетов.

Уже 10 лет в российской аэрокосмической промышленности доминируют государственные ОАК и «Ростех», для создания которых было национализировано большинство крупных частных компаний отрасли. Однако частные компании – или компании с преобладанием частного капитала – по-прежнему существуют, работают и по ряду направлений незаменимы.

«Основные преимущества частной коммерческой компании связаны с нашей внутренней эффективностью, – говорит Исаакян. – В технологическом контуре одним из ярких примеров возможностей частной компании в нашей индустрии является свобода принятия инвестиционных решений, связанных с инновационными технологиями. Мы имеем достаточную свободу и гибкость, чтобы в опережающем порядке заниматься разработками, которые еще не нашли своего отражения в официальных государственных программах, по которым, соответственно, отсутствует возможность привлечения государственного финансирования».

Следует отметить, что разработчики и производители наиболее массовых беспилотников российской армии – петербургское ООО «Специальный технологический центр» (СТЦ) и казанский «Эникс» – тоже частные компании.

Другое частное предприятие, без продукции которого не может обойтись почти ни один российский самолет или вертолет, – разработчик и производитель шасси нижегородский «Гидромаш». Это предприятие с выручкой 7,6 млрд руб. (2016 г.) принадлежит ее многолетнему президенту Владимиру Лузянину.

В свою очередь ОАК начинает реализацию модели аутсорсинга, используемой в западной аэрокосмической отрасли, которая может открыть новые ниши для частных компаний. Для этого, как сообщил технический директор ОАК Юрий Тарасов, несколько месяцев назад в корпорации создан департамент развития индустриальной модели.

Справились с импортозамещением

Самарский завод «Металлист-Самара» (входит в самарский куст авиадвигателестроения), где подконтрольной «Рос­теху» ОДК принадлежит лишь блокирующий пакет, освоил в 2016 г. ремонт газотурбинных установок украинского производства для кораблей ВМФ, что сыграло критически важную роль в поддержании боевого состава флота в сирийской операции.

По словам Тарасова, заводы ОАК должны концентрироваться на ключевых производственных переделах, например таких, как сборка, испытания, продажи и сервисное обслуживание. Значительную часть производственных функций ОАК может передать на аутсорсинг сторонним, в том числе частным, поставщикам – обсуждается, что эта цифра к 2035 г. может достичь даже 40% производства. Уже сейчас значительная часть объемов производства бортовых кабельных сетей и трубопроводов, в том числе для самолетов Ил-76 и МС-21, передана частному холдингу «Промышленные технологии». Компания построила новые заводы в Дубне и Ульяновске.

По словам чиновника Минобороны, значительное количество частных предприятий отрасли основано бывшими военными или при их непосредственном участии. В области авиации это и упомянутый выше холдинг «Промышленные технологии», СТЦ, компания «Гефест» из Жуковского. Последняя разработала прицельно-навигационный комплекс, установка которого на фронтовой бомбардировщик Су-24 и средний бомбардировщик Ту-22М3 позволила резко повысить точность бомбометания неуправляемыми бомбами. Можно сказать, что без этого комплекса и беспилотников «Орлан» производства СТЦ российская воздушная кампания в Сирии столкнулась бы с серьезными трудностями, говорит чиновник.

Тем не менее после национализации второй половины 2000-х гг. новых крупных частных игроков в отрасли не возникло, отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Этому способствовало законодательство – получать государственное финансирование для технического перевооружения по федеральной целевой программе развития ОПК предприятия могли только в обмен на передачу государству акций. Частный бизнес, несмотря на большую гибкость, именно в оборонной промышленности весьма рискован. Государство, и не только в России, всегда будет озабочено тем, не захочет ли собственник избавиться от критически важного для выполнения многолетних военных программ бизнеса, что с ним будут делать наследники и т. д., говорит Макиенко. Почти полностью частной оборонная промышленность является лишь в англосаксонских странах, а в большинстве других стран с развитой индустрией государство, даже владея небольшими пакетами акций, с помощью акционерных соглашений либо другими методами так или иначе контролирует наиболее важные компании, говорит Макиенко.

Главные экспонаты МАКС-2017