Китай становится примером того, как может выглядеть будущее мирового ритейла
Там формируется комбинация онлайн- и офлайн-торговлиКитайские компании максимально сосредоточились на объединении онлайн- и офлайн-торговли. Так, в крупных городах внезапно появились продовольственные магазины без продавцов-консультантов и кассиров, и именно этот эксперимент больше всего заинтересовал компании, специализирующиеся на венчурных инвестициях. У Amazon тоже есть тестовая версия такого проекта – Amazon Go, но она пока приостановлена из-за технического сбоя: высокотехнологичная система камер, сенсорных датчиков и алгоритмов для отслеживания клиентов не смогла выдержать одновременно больше 20 человек в одном магазине.
Гиганты интернет-коммерции Alibaba Group и JD по аналогии с Amazon вложились в сети продуктовых магазинов и универмаги. Alibaba запускает магазины натуральных продуктов в духе Whole Foods – 13 точек уже открыты в трех городах. Здесь покупатели могут заказывать, есть, забирать с собой и заказывать еду на дом. Все можно сделать по телефону, оплата только через платежный сервис Alipay.
Теперь магазины знают и могут предугадывать желания клиентов, где бы ни был покупатель, отмечает исполнительный вице-председатель Alibaba Джо Цай. В итоге продажи продовольственных магазинов растут быстрее остальных розничных продавцов за счет молодежи, которая готова переплачивать за удобство, в отличие от бережливых людей постарше. Еще важнее, с точки зрения инвесторов, собирать данные о привычках потребителей, замечает партнер венчурной компании Sinovation Ventures Чжанг Ин.
Китай – идеальный рынок для экспериментов, поскольку его торговая и банковская сферы изначально были слабыми. Еще поколение назад магазины не могли правильно обслужить клиентов и обеспечить им достойное предложение из-за наследия плановой экономики, поэтому в стране до сих пор нельзя повсеместно расплатиться картой, хотя смартфоны уже повсюду. При этом онлайн-продажи популярны в Китае больше, чем в США, Великобритании, Японии, Германии, Франции и Южной Корее, по данным McKinsey.
Все же гиганты электронной коммерции вынуждены уходить в офлайн. Каким бы глобальным ни был китайский онлайн-ритейл, на его долю в 2016 г. пришлось лишь 12,6% общих продаж, а рост замедлился почти вдвое до 26%, тогда как продажи в традиционной рознице перестали расти или вовсе снизились, по данным Китайского национального коммерческого информационного центра.
Перевела Светлана Ястребова