Концерн Siemens утверждает, что не знал о поставке газовых турбин в Крым

Если не будет доказано обратное, под санкции могут подпасть только инжиниринговые «дочки» «Ростеха»
Немецкий концерн Siemens утверждает, что не знал о поставке газовых турбин в Крым
Немецкий концерн Siemens утверждает, что не знал о поставке газовых турбин в Крым / Siemens

Немецкий концерн Siemens подал в суд на инжиниринговые структуры «Ростеха» – ОАО «ВО «Технопромэкспорт» и ООО «ВО «Технопромэкспорт». Последнее обвиняется в незаконном перемещении газотурбинных установок в Крым. Иск подан в Арбитражный суд Москвы 11 июля, следует из картотеки дел. К делу также привлечено СП Siemens и «Силовых машин» – ООО «Сименс технологии газовых турбин», которое изготовило турбины.

Четыре турбины мощностью 165 МВт каждая были сделаны по заказу «Технопромэкспорта» для строительства ТЭС в Тамани, но стройка не началась, а турбины в сентябре 2016 г. были выставлены на торги. Покупатель обязан был гарантировать, что оборудование не будет использоваться на электростанциях, имеющих прямое подключение к энергосистеме Крыма. Чем закончились торги – не ясно. По данным Reuters, турбины в Крым поставило ЗАО «Интеравтоматика» – структура Siemens и «Технопромэкспорта».

Десятого июля Siemens заявил, что две из четырех турбин, предназначенных для строительства ТЭС в Тамани, были «против [его] воли» отправлены в Крым. Поставка оборудования на полуостров нарушает введенные в 2014 г. Евросоюзом санкции в отношении России. Поставка турбин в Крым нарушает условия контракта, которые запрещали поставки оборудования в Крым, подчеркивает Siemens в сообщении.

Свет для Крыма

940 МВт четыре станции такой мощности строит «Технопромэкспорт» в Крыму – в Севастополе и рядом с Симферополем

Представитель Еврокомиссии (ЕК) сказал «Ведомостям», что «осуществление и обеспечение соблюдения ограничительных мер ЕС остается в распоряжении государств-участников». Что касается ситуации с турбинами Siemens, ЕК «связывается с компетентными органами Германии по этому конкретному делу», уточнил он.

«В странах ЕС, в том числе в Германии, за нарушение санкций на компанию-нарушителя могут быть наложены штрафы, размер которых может достигать миллионов евро», – говорит партнер юридической фирмы «Вестсайд» Сергей Водолагин. Но многое зависит от того, какое именно нарушение на самом деле имело место, уточняет он. «Если турбины Siemens были переработаны и впоследствии проданы в Крым на вторичном рынке в качестве составных элементов уже преимущественно российского оборудования, то вряд ли можно говорить о том, что Siemens нарушил режим санкций и должен нести за это ответственность. Думается, что именно вокруг этих вопросов и будет происходить юридическая дискуссия и в России, и в Германии», – считает Водолагин.

То, что эти турбины произведены именно структурами Siemens, еще потребуется доказать, соглашается с коллегой профессор Всероссийской академии внешней торговли Андрей Голубчик. «Даже если этот факт будет подтвержден, а в договоре между Siemens и «Технопромэкспортом» наверняка есть пункт о запрете на поставки оборудования в Крым, серьезные штрафы будут грозить только «Технопромэкспорту». Кто и за что при этом может наказать непосредственно немецкий концерн, непонятно. За перепродажу оборудования без их ведома Siemens с юридической точки зрения нести ответственность не может. Однако немцы, очевидно, обеспокоены даже очень туманной перспективой применения санкций и всеми средствами пытаются доказать свою непричастность к произошедшему», – говорит эксперт.