Миллиардеры Богуславский и Юшваев заработали 85 млн евро на IPO Delivery Hero
Сервис доставки еды провел успешное размещениеIPO сервиса Delivery Hero, торги акциями которого стартовали на Франкфуртской фондовой бирже неделю назад, стало удачным не только для его основных акционеров – немецкого инкубатора стартапов Rocket Internet, но и для российских миллиардеров из списка Forbes.
Инвесторы оценили Delivery Hero по верхней границе предложенного организаторами размещения ценового диапазона – 25,5 евро за акцию, всю компанию – в 4,4 млрд евро. За первый день торгов в прошлую пятницу бумаги компании подорожали еще на 8,6%; к концу первой недели торгов они продолжают торговаться выше цены размещения.
Один из основных получателей вырученных от IPO средств – Rocket Internet: до сделки фонд владел примерно 35% бумаг сервиса доставки (после его доля сократилась примерно до 25%). Он продал бумаги на 382,5 млн евро.
Не в коня доставка
194,9 миллиона евро составил консолидированный убыток Delivery Hero за 2016 г., сократившись за год на 58 млн евро. Скорректированный убыток до налогов, процентов и без учета амортизации – 71,2 млн евро. Финансовые потери связаны с затратами на наращивание бизнеса, сказано в проспекте компании. На некоторых рынках, например в Турции и Швеции, доход Delivery Hero до налогов, процентов и без учета амортизации – в положительной зоне (скорректированная EBITDA). Цель – достичь положительной скорректированной EBITDA в 2018 г. 297 миллионов евро достигла выручка сервиса за 2016 г. Рост составил 78,7% – в основном он связан с консолидацией результатов сервисов Talabat, Yemek Sepeti, E-Food group и Foodora, сказано в отчетности
Среди других известных продавцов – минимум два российских участника. Один – венчурный фонд ru-Net Леонида Богуславского. Он инвестировал в немецкий сервис доставки из ресторанов через год после его основания, рассказал «Ведомостям» сам бизнесмен. Как вспоминает Богуславский, в 2011 г. он вместе с немецким инвестором Team Europe вложился в сервис по доставке еды Lieferheld и одновременно создал Real Group Pizza (RGP) с целью инвестировать через нее в компании по доставке еды в разных странах. «Потом Lieferheld и RGP мы объединили в Delivery Hero. Наша первая инвестиция тогда, в 2011 г., составила 7 млн евро в Lieferheld и RGP по суммарной оценке двух компаний в 40 млн евро», – продолжает бизнесмен. Всего, по его словам, его фонд инвестировал в Delivery Hero около 20 млн евро.
В ходе первичного размещения структуры фонда ru-Net продали около 2 млн акций, добавил Богуславский. Таким образом, исходя из объявленной цены размещения бизнесмен мог заработать на сделке около 50 млн евро.
У ru-Net остается миноритарная доля в компании, ее размер предприниматель не раскрыл. Стратегии в отношении ее пока нет, добавил собеседник «Ведомостей»: «[Сейчас действует период] lock up. Будем решать, когда он закончится».
Другой российский инвестор, заработавший на удачном размещении, – экс-совладелец производителя продуктов питания «Вимм-билль-данн» Гаврил Юшваев. По данным проспекта для инвесторов, доля предпринимателя в Delivery Hero до сделки – 6%, после сократилась до 4,5%. Всего он продал 1,35 млн акций; таким образом, он мог заработать на них 34,43 млн евро.
Ожидания от IPO были в рамках, озвученных его организаторами, – по оценке стоимости компании в 3,5–4,5 млрд евро, передал Юшваев через представителя. Решение о дальнейших инвестициях в проект или, наоборот, о выходе из него будет зависеть от бизнес-плана компании, пояснил он: «Я верю в менеджмент компании, [он] залог успеха сервиса <...> Важно посмотреть финансовый результат за 2017 г. и перспективы. Если компании удастся выйти в прибыль, не исключено, что буду доинвестировать».
Юшваев вложился в Delivery Hero «году в 2012–2013-м», признавался он «Ведомостям» в конце июня. Перед его первой сделкой Delivery Hero оценивалась в 90 млн евро. Всего предприниматель дважды инвестировал в сервис, в общей сложности – 122 млн евро, а также дважды продавал часть своего пакета. Максимальная доля Юшваева в Delivery Hero, по его словам, достигала около 24%.
Delivery Hero работает в Европе, Латинской Америке, Азии и на Ближнем Востоке под брендами Lieferheld, Foodora, Foodpanda и др.; среди его партнеров – около 150 000 ресторанов. Это уже четвертое IPO крупного сервиса доставки еды за последние годы – ранее размещение провели GrubHub, Just Eat и Takeaway.com, по данным Financial Times. «Delivery Hero – редкий пример очень успешной агрессивной экспансии технологической компании более чем в 40 стран за счет покупок бизнесов и объединений с другими компаниями», – отмечает Богуславский.
Выход из актива через IPO для венчурных инвесторов скорее редкость, говорит управляющий партнер Runa Capital Дмитрий Чихачев: «Обычно [это] происходит в ходе сделок слияния и поглощения». Один из примеров подобных IPO – размещение в 2012 г. американской IT-компании Epam на Нью-Йоркской бирже, в ходе которого часть пакета продавали фонды Russia Partners, напоминает Чихачев. Другой пример – в 2014 г. фонды DST Global, контролируемые российским инвестором Юрием Мильнером, заработали более $60 млн на IPO крупного китайского онлайн-ритейлера JD.com.