Миллиардеры Богуславский и Юшваев заработали 85 млн евро на IPO Delivery Hero

Сервис доставки еды провел успешное размещение
В ходе IPO инвесторы оценили Delivery Hero в 4,4 млрд евро
В ходе IPO инвесторы оценили Delivery Hero в 4,4 млрд евро / Fabrizio Bensch / Reuters

IPO сервиса Delivery Hero, торги акциями которого стартовали на Франкфуртской фондовой бирже неделю назад, стало удачным не только для его основных акционеров – немецкого инкубатора стартапов Rocket Internet, но и для российских миллиардеров из списка Forbes.

Инвесторы оценили Delivery Hero по верхней границе предложенного организаторами размещения ценового диапазона – 25,5 евро за акцию, всю компанию – в 4,4 млрд евро. За первый день торгов в прошлую пятницу бумаги компании подорожали еще на 8,6%; к концу первой недели торгов они продолжают торговаться выше цены размещения.

Один из основных получателей вырученных от IPO средств – Rocket Internet: до сделки фонд владел примерно 35% бумаг сервиса доставки (после его доля сократилась примерно до 25%). Он продал бумаги на 382,5 млн евро.

Не в коня доставка

194,9 миллиона евро составил консолидированный убыток Delivery Hero за 2016 г., сократившись за год на 58 млн евро. Скорректированный убыток до налогов, процентов и без учета амортизации – 71,2 млн евро. Финансовые потери связаны с затратами на наращивание бизнеса, сказано в проспекте компании. На некоторых рынках, например в Турции и Швеции, доход Delivery Hero до налогов, процентов и без учета амортизации – в положительной зоне (скорректированная EBITDA). Цель – достичь положительной скорректированной EBITDA в 2018 г. 297 миллионов евро достигла выручка сервиса за 2016 г. Рост составил 78,7% – в основном он связан с консолидацией результатов сервисов Talabat, Yemek Sepeti, E-Food group и Foodora, сказано в отчетности

Среди других известных продавцов – минимум два российских участника. Один – венчурный фонд ru-Net Леонида Богуславского. Он инвестировал в немецкий сервис доставки из ресторанов через год после его основания, рассказал «Ведомостям» сам бизнесмен. Как вспоминает Богуславский, в 2011 г. он вместе с немецким инвестором Team Europe вложился в сервис по доставке еды Lieferheld и одновременно создал Real Group Pizza (RGP) с целью инвестировать через нее в компании по доставке еды в разных странах. «Потом Lieferheld и RGP мы объединили в Delivery Hero. Наша первая инвестиция тогда, в 2011 г., составила 7 млн евро в Lieferheld и RGP по суммарной оценке двух компаний в 40 млн евро», – продолжает бизнесмен. Всего, по его словам, его фонд инвестировал в Delivery Hero около 20 млн евро.

В ходе первичного размещения структуры фонда ru-Net продали около 2 млн акций, добавил Богуславский. Таким образом, исходя из объявленной цены размещения бизнесмен мог заработать на сделке около 50 млн евро.

У ru-Net остается миноритарная доля в компании, ее размер предприниматель не раскрыл. Стратегии в отношении ее пока нет, добавил собеседник «Ведомостей»: «[Сейчас действует период] lock up. Будем решать, когда он закончится».

Другой российский инвестор, заработавший на удачном размещении, – экс-совладелец производителя продуктов питания «Вимм-билль-данн» Гаврил Юшваев. По данным проспекта для инвесторов, доля предпринимателя в Delivery Hero до сделки – 6%, после сократилась до 4,5%. Всего он продал 1,35 млн акций; таким образом, он мог заработать на них 34,43 млн евро.

Ожидания от IPO были в рамках, озвученных его организаторами, – по оценке стоимости компании в 3,5–4,5 млрд евро, передал Юшваев через представителя. Решение о дальнейших инвестициях в проект или, наоборот, о выходе из него будет зависеть от бизнес-плана компании, пояснил он: «​Я верю в менеджмент компании, [он] залог успеха сервиса <...> Важно посмотреть финансовый результат за 2017 г. и перспективы. Если компании удастся выйти в прибыль, не исключено, что буду доинвестировать».

Юшваев вложился в Delivery Hero «году в 2012–2013-м», признавался он «Ведомостям» в конце июня. Перед его первой сделкой Delivery Hero оценивалась в 90 млн евро. Всего предприниматель дважды инвестировал в сервис, в общей сложности – 122 млн евро, а также дважды продавал часть своего пакета. Максимальная доля Юшваева в Delivery Hero, по его словам, достигала около 24%.

Delivery Hero работает в Европе, Латинской Америке, Азии и на Ближнем Востоке под брендами Lieferheld, Foodora, Foodpanda и др.; среди его партнеров – около 150 000 ресторанов. Это уже четвертое IPO крупного сервиса доставки еды за последние годы – ранее размещение провели GrubHub, Just Eat и Takeaway.com, по данным Financial Times. «Delivery Hero – редкий пример очень успешной агрессивной экспансии технологической компании более чем в 40 стран за счет покупок бизнесов и объединений с другими компаниями», – отмечает Богуславский.

Выход из актива через IPO для венчурных инвесторов скорее редкость, говорит управляющий партнер Runa Capital Дмитрий Чихачев: «Обычно [это] происходит в ходе сделок слияния и поглощения». Один из примеров подобных IPO – размещение в 2012 г. американской IT-компании Epam на Нью-Йоркской бирже, в ходе которого часть пакета продавали фонды Russia Partners, напоминает Чихачев. Другой пример – в 2014 г. фонды DST Global, контролируемые российским инвестором Юрием Мильнером, заработали более $60 млн на IPO крупного китайского онлайн-ритейлера JD.com.