«ВТБ капитал» может стать инвестором в аэропорт Белграда
Компания в составе консорциума допущена к конкурсу на получение в концессию аэропорта Никола ТеслаСписок претендентов, допущенных ко второй фазе конкурса на получение в концессию на 25 лет аэропорта Никола Тесла (АНТ, Белград), опубликован на сайте аэропорта. Аэропорт принадлежит правительству Сербии, к первой фазе через предварительный отбор были допущены 25 претендентов, во вторую прошли только пятеро, в том числе консорциум в составе кипрской VTB Capital Infrastructure Holdings, корейской Incheon International Airport Corporation (IIAC) и турецкой IC Altyapı.
IIAC владеет и управляет аэропортом Сеула Incheon, который в 2016 г. принял 57 млн пассажиров. IC Altyapı владеет 50% второго международного терминала аэропорта Антальи, построенным с нуля турецким аэропортом Зафер и совместно с немецкой Fraport управляет всем аэропортом Антальи, говорится на сайте компании.
«Мы подтверждаем, что «ВТБ капитал» в составе международного консорциума участвует в этом конкурсе, комментировать подробности проекта преждевременно», – говорит представитель ВТБ. VTB Capital не участвовала в предварительном отборе, а IIAC и IC Altyapı прошли его каждая самостоятельно – консорциум они создали уже для конкурса, правила это разрешают. Доли партнеров в консорциуме ВТБ не раскрывает, запросы «Ведомостей» в IIAC и IC Altyapı остались без ответа.
АНТ в 2016 г. обслужил 4,9 млн пассажиров. «ВТБ капитал» может стать первым российским инвестором в европейский аэропорт. «По сути, «ВТБ капитал» – это европейский инвестфонд, управляемый из Лондона, хотя и с российским капиталом, ему интересны инфраструктурные проекты в Европе», – говорит топ-менеджер крупного российского аэропорта. «ВТБ капитал» ранее в составе другого консорциума хотел получить в концессию аэропорт Софии, но правительство Болгарии в итоге отменило конкурс, добавляет собеседник.
В 2010 г. консорциум «Воздушные ворота Северной столицы» (в нем у «ВТБ капитала» было 57,5%) выиграл конкурс правительства Санкт-Петербурга и получил в концессию на 30 лет аэропорт «Пулково», за 1 млрд евро консорциум построил в «Пулково» новый терминал. После продажи части своего пакета Катарскому суверенному фонду и затем РФПИ «ВТБ капитал» сохранит в консорциуме 25,01%. У немецкого аэропортового холдинга Fraport AG останется 25%. Эту сделку еще должна одобрить правительственная комиссия по иностранным инвестициям.
Не прошли отбор
Претендент (или один из участников консорциума) на аэропорт Белграда должен более 10 лет владеть и управлять аэропортом, ежегодно принимавшим за последние два года свыше 5 млн пассажиров, говорится в конкурсной документации. Но крупнейшая гавань «Аэропортов регионов» – «Кольцово» (Екатеринбург) приняло в 2016 г. только 4,2 млн человек, крупнейший актив «Новапорта» – «Толмачево» (Новосибирск) – 3,9 млн.
Холдинги «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга и «Новапорт» Романа Троценко публично говорили об интересе к аэропорту Белграда и прошли предварительный отбор. Но для самого конкурса они не подходили по операционным критериям, а участвовать в конкурсе в составе консорциумов не стали (см. врез).
Пятерым оставшимся претендентам надо до начала сентября подать обязывающее предложение с описанием планов по развитию аэропорта. Победителя к концу сентября выберут по финансовым и операционным критериям: стартовый платеж за право получить концессию, ежегодная плата концессионера, планы по пассажиропотоку, развитию аэродрома и терминала, трудоустройству, по инвестициям, предполагаемый уровень сервиса и др.
Консорциуму «ВТБ капитала» противостоят французская Vinci airports (управляет 35 аэропортами в мире, в том числе 13 во Франции), китайский консорциум c участием HNA Airport Group (управляет 16 аэропортами в Китае), франко-швейцарский консорциум с участием аэропорта Цюриха (27,6 млн пассажиров в прошлом году) и консорциум индийской GMR Infrastructure ltd (входит в GMR Group, владеющую тремя аэропортами, в том числе аэропортом Дели с трафиком 57,7 млн человек в прошлом году) и греческой строительной компании Terna.
Консорциум с «ВТБ капиталом» занял только четвертое место в первой фазе конкурса (критерии такие же, как во второй), но на второй этап эти результаты не повлияют – обязывающие предложения будут оцениваться отдельно, говорится в документации конкурса.
Все участники сильны, оценить шансы тяжело, говорит топ-менеджер российского аэропорта. В России для поглощения остались только небольшие аэропорты, почти все крупные активы уже нашли профильных инвесторов, поэтому сейчас интересна Европа, говорили люди, близкие к «Аэропортам регионов» и «Новапорту.-