В Санкт-Петербург на матчи Кубка конфедераций приехало 300 000 болельщиков
Это меньше, чем предполагалось, но перед финалом гостиницы и авиаперевозчики зарегистрировали ажиотажный спросВ период проведения Кубка конфедераций в Санкт-Петербурге наиболее существенно изменились цены на отели категории «4 звезды»: средняя стоимость проживания в сетевых гостиницах повысилась на 10%, тогда как несетевые отели аналогичной категории, напротив, снизили цены в среднем на 23%, говорит директор агентства делового туризма «Аэроклуб» Денис Матюхин. В сегменте 3-звездочных гостиниц стоимость проживания выросла как в сетевых, так и в несетевых отелях – рост составил 8 и 16% соответственно, отели категории «5 звезд», наоборот, снизили тарифы во второй половине июня: цены на проживание в этих гостиницах во время ПМЭФа были в среднем на 10–30% выше, чем в период проведения Кубка конфедераций, замечает Матюхин.
В Санкт-Петербург на матчи Кубка конфедераций приехало около 300 000 болельщиков, подсчитал комитет по развитию туризма города. Гендиректор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин в интервью «Ведомостям» рассказал, что иностранных болельщиков оказалось около 8%, из них половина – чилийцы. В финале, прошедшем на стадионе «Санкт-Петербург» 2 июля, сборная Германии победила сборную Чили 1:0. Вице-премьер, президент Российского футбольного союза Виталий Мутко сообщил, что около 27 000 иностранцев въехало в Россию без визы по паспорту болельщика. Ранее председатель комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев говорил, что Кубок может увеличить число туристов в Петербурге на 10%. В 2016 г. город посетило 6,9 млн туристов.
Авиаперевозки
В период проведения Кубка конфедераций, с 15 июня по 2 июля 2017 г., аэропорт «Пулково» обслужил 8205 рейсов на прилет и вылет, из них 4853 внутренних рейса и 3352 международных, сообщила пресс-служба «Воздушных ворот Северной столицы» (ВВСС, управляющая компания аэропорта «Пулково»). Суммарный пассажиропоток в дни проведения Кубка конфедераций составил 1 093 373 человека: пассажиропоток на внутренних воздушных линиях составил 607 317 человек, а пассажиропоток на международных воздушных линиях – 486 056 человек, сообщает ВВСС.
Если сравнить статистику полетов на даты проведения Кубка конфедераций с тем же периодом прошлого года, можно увидеть рост популярности Петербурга среди иностранных путешественников на 7%, говорит Дмитрий Хаванский, менеджер по развитию Skyscanner в России. Но это может быть обусловлено не только потоком болельщиков зарубежных сборных, но и возросшей привлекательностью Петербурга как туристического направления в целом, считает он. В то же время спрос на перелеты в Казань в этот период вырос на 29%, спрос на перелеты в Сочи упал на 25%, в Москву – на 9%.
Спрос на перелеты в Петербург из городов России в дни проведения матчей вырос на 25%, оценивает Аркадий Гинес, директор по развитию OneTwoTrip. По его словам, спрос на поездки по железной дороге в Петербург в дни проведения матчей Кубка конфедераций вырос в среднем на 24%. В Петербурге в июне и так достаточно мероприятий, поэтому спрос почти на каждые выходные был стабильно высоким, говорит PR-директор сервиса Aviasales.ru Янис Дзенис. Но в прошлые выходные (1–2 июля) средний чек на авиаперелеты в Петербург увеличился на 53% до 20 112 руб., а вместе с ним на 30% увеличилось количество запросов из разных городов России на перелет в Петербург.
Размещение
Гинес также отметил высокий спрос на бронирование апартаментов в Петербурге: спрос вырос в среднем на 40%, при этом в каждом заказе апартаментов указано в среднем 3–4 человека.
Всего по требованиям FIFA Петербург должен был аккредитовать на период проведения Кубка конфедераций 14 000 номеров – минимум, необходимый для проживания команд, организаторов, журналистов и др., но город классифицировал 34 000.
На официальном портале турнира на сайте FIFA указано 20 отелей-партнеров, рекомендованных для болельщиков. Среди них – Гранд-отель «Европа», «Астория», три отеля финской сети Sokos, «Коринтия», отель «Гельвеция» и др.
Почти аншлаг
Четыре матча на стадионе «Санкт-Петербург» посетило 198 830 болельщиков. Меньше всего пришло на игру Камеруна с Австралией – 35 021 человек, больше всего – на финал: 57 268. Игру России и Новой Зеландии посетил 50 251 болельщик, игру Португалии и Новой Зеландии – 56 290. Всего арена «Санкт-Петербург» вмещает 68 000 человек, но в продаже на время Кубка было около 58 000 мест.
Юнис Теймурханлы, владелец Swisscenter Group и генеральный менеджер отеля «Гельвеция», говорит, что компания Match Accommodation (официальное агентство по размещению FIFA) заключила с отелем договор на расселение во время Кубка конфедераций, но три месяца назад сняла все бронирования. Компания объяснила это низким интересом к Кубку, добавляет он. «Мы вовремя сориентировались и переключили внимание на туристический сегмент, но те отели, которые некорректно оценили свои риски, работая с Match Accommodation, имеют теперь отрицательную выручку. Они думали, что реализация их брони будет гораздо выше», – говорит Теймурханлы. «До финального матча мы не заметили ни одного гостя, связанного с этим мероприятием, при том что оставались в списке отелей, принимающих бронирование, но в день финала ситуация резко изменилась: вчера был тотальный овербукинг», – отмечает он. Абсолютно не было номеров в гостиницах низкого, среднего и высокого ценовых сегментов, все номера сдавались по максимальным ценам, немного свободных номеров оставалось в самых дорогих отелях города, говорит Теймурханлы. При этом ажиотажный спрос случился в последний момент – видимо, люди ждали, кто выйдет в финал, считает он.
В целом участие в программе FIFA ограничивает – ты держишь номерной фонд под Кубок и не можешь бронировать эти номера для иностранных туристических групп, которые в этот период могли бы обеспечить более высокую загрузку, а когда брони были сняты, эти группы уже нашли другие варианты, говорит менеджер одного из аккредитованных для работы с FIFA отелей. Большинство матчей в Петербурге ажиотажа не вызвали, иностранцев приехало немного, а русские болельщики выбирали отели попроще, отмечает он. Но это интересный опыт и реклама – болельщики активно оставляют отзывы на международных порталах, в соцсетях, а туристы придают значение таким отзывам, говорит он.
Питание
Президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар отмечает, что болельщики не ходили в обычные рестораны, им это не интересно. В обычных ресторанах средней ценовой категории, которые рассчитывают на туристов, болельщиков было не более 5% от общего потока туристов, от проведения Кубка выиграли заведения, которые обеспечивали трансляцию, считает он. У части ресторанов поток гостей вырос, у кого-то никаких изменений не наблюдалось, а на ком-то это сказалось негативно, так как передвижение по определенным участкам города иногда было затруднено, говорит Маргарита Беляева, главный редактор Restoclub. По ее словам, больше всего выиграли рестораны, ориентированные на спортивные трансляции: посещаемость рубрики «Спортивные трансляции в ресторанах» во время Кубка выросла в разы, а в дни важных матчей – в десятки раз. Так, 21 июня (матч Россия – Португалия) посещаемость этой рубрики выросла в 30 раз, соответственно, выросло и количество заявок в рестораны, которые собраны в этой рубрике, говорит Беляева. В день финала Кубка конфедераций спортбар Street Food Bar № 1, в котором 250 посадочных мест, вместил 300 посетителей, говорит PR-менеджер бара Александра Сафонова. «Люди садились прямо на лестнице, мы им подушки выдавали. Выручка за этот день увеличилась на треть», – рассказывает Сафонова. По ее словам, средний чек в заведении составляет 800–1000 руб., цены в дни матчей не менялись.
В сети кофеен Coffeeshop Company посещаемость в Москве и Петербурге не выросла, зато в Казани прирост количества чеков и выручки значительный – более чем на 50% в период Кубка, говорит Анна Арановская, директор по маркетингу Coffeeshop Company Russia. По ее словам, в Петербурге на общем фоне выделяются кофейни на Невском проспекте, здесь увеличение туристов было заметно.
Кубок конфедераций – это репетиция перед чемпионатом мира и сейчас можно сделать прогноз, что интерес к чемпионату мира будет не таким высоким, как предполагалось, прогнозирует Теймурханлы. Кроме того, финал пройдет не в Петербурге, а в Москве и непонятно, получится ли мало-мальски существенный бизнес на этом турнире или все обернется огромной PR-кампанией, рассуждает он.