Самолет SSJ100 можно будет вернуть за 40% от цены
Наконец запущен механизм гарантии остаточной стоимостиГосударство внесло в уставный капитал Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) 1,05 млрд руб. для последующего взноса в уставный капитал «ОАК-капитала», который использует их для формирования резерва по гарантии остаточной стоимости пяти самолетов SSJ100 с поставкой в 2017 г., говорится в отчете ОАК за 2016 г. (подготовлен для годового собрания акционеров, которое прошло 29 июня).
ОАК создала «ОАК-капитал» в 2015 г. специально для предоставления гарантии остаточной стоимости для 100 SSJ100 и 100 МС-21 (среднемагистральный самолет, его поставки начнутся в 2019 г.), но о получении средств на эти цели не сообщалось. Инструмент предполагает, что через 12 лет после продажи судна покупатель может вернуть его производителю за 40% от первоначальной стоимости. Возможен будет и другой механизм: покупатель через 12 лет перепродает самолет и, если цена оказалась меньше, чем 40% от первоначальной, то «ОАК-капитал» возмещает разницу, пояснил представитель ОАК.
В 2015 г. на эти цели уже было получено 1,2 млрд руб. и поставки в лизинг первых шести самолетов ирландской авиакомпании CityJet (в 2016 г. заказала 16 судов, 5-е и 6-е поставлены в этом году) осуществлены с этим механизмом, говорит представитель ОАК. В 2017 г. на программу бюджет выделит 676 млн руб., в 2018 г. – 1,6 млрд, в 2019 г. – 2,4 млрд, сказал он и подтвердил представитель Минпромторга. SSJ100 поставляются с 2011 г., и эксплуатантам уже передано более 100 самолетов.
Новый самолет SSJ100 стоит примерно $30 млн, для выкупа 100 судов по 40% могут понадобиться $1,2 млрд, или 70,8 млрд руб. по курсу на 30 июня. Понятно, что действие программы будет зависеть от возможностей бюджета, говорит федеральный чиновник.
Собеседники не уточняют, какой авиакомпании будут поставлены остальные самолеты с гарантиями. «Гарантии поддержки продаж и другие механизмы, которые мы вырабатываем совместно с ВЭБом, планируется использовать прежде всего для экспорта самолетов», – сообщил представитель ОАК.
«Гарантия остаточной стоимости обычно используется для поставок первых самолетов нового типа (как правило, первых 100) до момента формирования устойчивого вторичного рынка. Пока самолет новый, у лизинговых компаний и авиакомпаний нет четкого представления, сколько он будет стоить после первого периода лизинга (10–12 лет). Гарантия должна снизить риски стартовых покупателей», – отмечает партнер Strategy Partners Group Артем Малков.
Этот механизм нужен не всем покупателям, к тому же много времени ушло на разработку программы, говорят человек, близкий к ОАК, и федеральный чиновник. Для поставок в Россию используются другие способы поддержки, сказал топ-менеджер лизинговой компании: например, ГТЛК получила в уставный капитал 34 млрд руб. на покупку 36 SSJ100 и поставку их региональным авиакомпаниям по льготным ставкам. Гарантия по судам для CityJet очень нужна «ВЭБ-лизингу», которому эти самолеты принадлежат, добавляет собеседник.
CityJet – всего вторая иностранная авиакомпания, получающая SSJ100, крупнейший иностранный эксплуатант – мексиканская Interjet (22), но самолеты ей поставлялись ниже себестоимости, как одному из первых покупателей, сообщали в отчете «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС, выпускает SSJ100, входит в ОАК).
«По условиям работы механизма производитель (ОАК/ГСС) обеспечивает 26% цены, а бюджетные средства покрывают остальные14%», – говорит представитель ОАК. Бюджет вносит на гарантии 8% стоимости, остальное «ОАК-капитал» должен заработать, инвестируя средства, уточняет представитель Минпромторга.
Гарантия в 40% – это хороший уровень для отрасли, отмечает младший партнер Bain & Company Ростислав Хоменко. Например, Embraer для самолета Е-190 тоже дает 40%, для Е-190-Е2 – 45%, Bombardier для самолетов CRJ-900/1000 – 27%, добавляет Хоменко.
«SSJ100 по своей операционной эффективности примерно соответствует конкурентам из Embraer и Bombardier, но остается проблема сложности и дороговизны технического обслуживания. Конкуренты анонсировали выход на рынок новых поколений региональных судов с двигателями Pratt & Whitney, которые на 15–20% превосходят по топливной эффективности действующие суда, вот с ними конкурировать будет очень тяжело», – говорит топ-менеджер лизинговой компании.