РЖД не успевает покупать локомотивы
Монополия обновляет парк медленнее, чем это предусматривалось стратегией развития железнодорожного транспортаВ 2017 г. РЖД должна закупить за счет собственных средств 515 локомотивов на общую сумму 75,8 млрд руб., говорится в сообщении Счетной палаты со ссылкой на результаты проверки использования средств фонда национального благосостояния (ФНБ), которые пошли на финансирование инфраструктурного проекта «Приобретение тягового подвижного состава». Закупки локомотивов монополией регулируются двумя документами – инвестпрограммой РЖД до 2019 г. и паспортом инвестпроекта, который учитывает заемные средства. По данным аудитора, инвестпрограмма РЖД предусматривает в 2017 г. закупку локомотивов на 63,1 млрд руб., что на 12,7 млрд руб. меньше необходимого. А детальный план проекта учитывает приобретение только 450 локомотивов на 57,2 млрд руб. Таким образом, в план не включено приобретение 65 локомотивов на 18,6 млрд руб.
Сейчас в парке более 20 000 локомотивов. Основные поставщики техники – «Трансмашхолдинг» и «Уральские локомотивы». По данным аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова, всего в 2015–2017 гг. должно быть приобретено 1508 единиц, а расходы РЖД должны составить 143,4 млрд руб. Но в 2015–2016 гг. на средства ФНБ было приобретено 502 локомотива за 60,2 млрд руб., еще 491 шт. РЖД купила за 67,6 млрд руб., указал аудитор.
В декабре 2016 г. РЖД предложила Минтрансу и Минфину внести изменения в проект: сократить число приобретаемых локомотивов с 1508 до 1445, а финансирование за счет собственных средств – с 143,4 млрд до 125,3 млрд руб., напоминал Богомолов. Представители министерств от комментариев отказались.
Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 г. предусматривает, что в 2008–2015 гг. РЖД обновит 11 675 локомотивов, в том числе купит 7504 единицы техники, указывает Счетная палата. Но на 1 января 2017 г. компания обновила только 11 261,5 и купила только 4630 локомотивов. По словам Богомолова, отклонение составило 2874 локомотива. Обновление парка нужно, чтобы повысить перевозки и грузооборот. Однако по итогам 2016 г. этих целей компания не достигла. В частности, пассажирские перевозки составили 1 млрд человек при плане 1,2 млрд человек. Погрузка – 1,2 млрд т при установленном значении 1,8 млрд т.
Стратегия-2030 формировалась в 2007 г., но экономическая ситуация в России и мире потребовала от РЖД «взвешенного подхода» к модернизации локомотивного парка, объясняет представитель РЖД. Компания продолжала обновлять парк локомотивов, делая акцент на инновационных технологиях. «В 2016 г. РЖД разработала программу, которая позволяет повысить эффективность локомотивного парка на 20% к 2020 г. Ее реализация позволит снизить общие потребность в тяговом парке и повысить эффективность инвестиций», – добавил представитель РЖД. Он также напомнил, что сейчас монополия разрабатывает долгосрочную Стратегию-2050, которую планируется утвердить до конца 2017 г.
Причина несоответствия показателей в нехватке финансирования, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. «Парк локомотивов РЖД устарел, но новая инвестпрограмма монополии позволит повысить их оборачиваемость. Поэтому РЖД уже не нужно такое количество тяги», – говорит эксперт. На прошлой неделе бюджетный комитет РЖД одобрил предложения по корректировке финансового плана и инвестиционной программы компании на 2017 г., которая увеличится с 495 млрд до 510 млрд руб. Руководитель департамента экономики РЖД Ирина Костенец говорила, что доходы от увеличения перевозок компания направит на капремонт локомотивов и инфраструктуры. По ее словам, эта инвестиция позволит в том числе обеспечить содержание необходимого парка локомотивов. Дополнительные доходы она оценила в 43 млрд руб. Недостаток инвестиций в локомотивный парк стал одним из главных аргументов в пользу либерализации тяги, которая позволила бы привлечь в этот сегмент инвесторов и решить вопрос финансирования, напоминает Сахнова.
Юрист фирмы «Клифф» Вадим Федулаев отмечает, что, если Счетная палата выявит бюджетные нарушения, она вправе направить в Федеральное казначейство уведомление о необходимости взыскания выделенных сумм ассигнований. К примеру, указывает Федулаев, аудитор обнаружил, что прибыльность проекта достигалась за счет процентов за пользование средствами ФНБ, которые РЖД размещала на депозитах в банке ВТБ.