Здоровое питание Михаила Фридмана

LetterOne договорилась о первой инвестиции своего $3-миллиардного фонда: за $2,3 млрд она купит сеть магазинов Holland & Barrett
Британская Holland & Barrett основана в 1870 г., сейчас в сеть входит более 1150 магазинов во всем мире
Британская Holland & Barrett основана в 1870 г., сейчас в сеть входит более 1150 магазинов во всем мире / Jason Alden / Bloomberg

Инвестиционная группа LetterOne (L1, владельцы – Михаил Фридман, Герман Хан и Алексей Кузьмичев) договорилась купить крупнейшую в Европе сеть магазинов здорового питания Holland & Barrett у компаний Nature’s Bounty и Carlyle Group. Об этом сообщили в совместном заявлении участники сделки.

Она, как ожидается, будет закрыта к сентябрю 2017 г., также необходимо получить одобрение регуляторов, уточняет Carlyle. Покупка обойдется L1 в 1,77 млрд фунтов стерлингов ($2,3 млрд).

По данным FT, интерес к Holland & Barrett проявляли KKR, Sycamore Partners и AS Watson.

Британская Holland & Barrett основана в 1870 г. Cейчас в сеть входит более 1150 магазинов в Великобритании, Китае, Индии, Нидерландах и др.; в компании более 4200 сотрудников. В ассортименте ее магазинов свыше 9000 товаров для тех, кто хочет придерживаться здорового образа жизни, от орехов и круп до пищевых добавок, косметики и спортивного питания. Оборот сети за 2016 г. превысил 610 млн фунтов, продажи в сопоставимых магазинах растут 32 квартала подряд.

Holland & Barrett перешла под контроль Carlyle Group в 2010 г., когда та поглотила американскую Nature’s Bounty за $3,8 млрд. Nature’s Bounty занимается производством и дистрибуцией пищевых добавок, среди ее брендов – Pure Protein, Sundown Naturals, MET-Rx.

С тех пор сеть Holland & Barrett выросла более чем на 300 магазинов и вышла на новые рынки, заявил FT управляющий директор Carlyle Алекс Стёрлинг.

Для L1 Retail, подразделения LetterOne для инвестиций в розницу, покупка Holland & Barrett – первая сделка.

L1 Retail, созданная в конце 2016 г., планирует вложить до $3 млрд в ритейл в Европе и на развивающихся рынках, в активы, «которые могут стать лидерами», сказано на ее сайте. Фонд интересует продовольственная розница, а также ритейлеры, специализирующиеся на товарах для здоровья, красоты и др. У них должен быть потенциал развития на международном рынке и онлайн. Управляющий партнер L1 Retail – Стефан Дюшарм, который также возглавляет наблюдательный совет другого розничного актива акционеров «Альфа-групп» – российской X5 Retail Group.

Откуда деньги

L1 была создана в 2013 г. Фридманом вместе с другими акционерами «Альфа-групп» – Германом Ханом и Алексеем Кузьмичевым – для инвестиций в международные проекты части из $14 млрд, полученных за проданную «Роснефти» долю ТНК-BP. L1 уже инвестировала в лондонские студенческие общежития Pure Student Living, купила небольшую немецкую нефтегазовую компанию Dea. В 2016 г. L1 вложила $200 млн в сервис по вызову водителей Uber и финского провайдера облачных решений для телекоммуникационных компаний Qvantel. Летом 2016 г. L1 создала подразделение L1 Health для инвестиций $2–3 млрд в глобальное здравоохранение в ближайшие три года. Все трое бизнесменов входят в глобальный список миллиардеров Forbes с состояниями $14,4 млрд, $9,3 млрд и $7,2 млрд соответственно.

Дюшарм назвал Holland & Barrett очевидным лидером британского рынка здорового питания. У ритейлера, считает Дюшарм, привлекательные перспективы для роста в Европе, мире и онлайн. «У компании сильные позиции для того, чтобы извлечь выгоду, работая на растущем рынке товаров для здоровья, размер которого оценивается в 10 млрд фунтов», – заявил он (его слова приводятся в сообщении).

Новые владельцы помогут Holland & Barrett работать в условиях растущей конкуренции, заявил Reuters партнер Cavendish Corporate Finance Джонатан Бакстон. «Мы ожидаем, что ритейлер продолжит инвестировать в развитие сети и, что важнее, нарастит присутствие в интернете, чтобы противостоять таким соперникам, как Amazon c приобретенной им недавно сетью Whole Foods», – рассуждает эксперт.

Сделка позволит Carlyle частично выйти из Nature’s Bounty, отмечает FT. По ее сведениям, фонд хотел продать этот актив целиком, но покупателей отпугивали трудности, связанные с налогообложением, и разрозненность активов, знают источники FT.