РЖД выезжает из кризиса

Перевозка грузов по железной дороге достигла уровня докризисного 2012 года
Перевозки по железной дороге растут, особенно на Дальний Восток
Перевозки по железной дороге растут, особенно на Дальний Восток / Андрей Гордеев / Ведомости

Бюджетный комитет РЖД одобрил предложения скорректировать финансовый план и инвестпрограмму компании на 2017 г., пишет «Гудок». Вместо предусмотренного финансовым планом увеличения погрузки на 0,6% монополия рассчитывает на рост в 2,6% до 1,25 млрд т. Это почти соответствует докризисным показателям компании в 2012 г. (см. график).

Перевозки по железной дороге растут, особенно на Дальний Восток

«Погрузка в целом по году оценивается в 1,25 млрд т, что выше первоначального плана, утвержденного советом директоров в декабре 2016 г.», – сообщила начальник департамента экономики РЖД Ирина Костенец «Гудку». В 2016 г. РЖД перевезла 1,22 млрд т.

Рост объясняется увеличением перевозок угля и удобрений, говорит представитель РЖД. Благодаря повышению цен на эту продукцию на мировых рынках погрузка угля, по его словам, за пять месяцев выросла на 9,4% до 149,3 млн т, а удобрений – на 7% до 23,8 млн т. Экспорт угля вырос на 3,6% до 51,2 млн т, по данным ФТС. В апреле уголь на мировых рынках в сравнении с началом года подорожал на 39% до $314/т, но теперь цена рухнула примерно до $150/т, по данным Bloomberg. А вот экспорт удобрений, по данным ФТС, сократился на 3,7% до 10,4 млн т. В целом же погрузка РЖД за пять месяцев выросла на 3,8% до 516,9 млн т. Положительная динамика сохраняется с 2016 г., добавляет представитель РЖД.

Перевозки по железной дороге растут, особенно на Дальний Восток, рассказывает директор по операциям FM Logistic Александр Павлов. «Ежегодно количество перевозимых грузов в этом направлении увеличивается на 8% без учета ценового фактора, – говорит эксперт. – Это происходит в том числе за счет более усиленного перехода грузов с автомобильного транспорта на железную дорогу в сегменте нетемпературных перевозок – сроки те же, а стоимость немного ниже». Тенденция, по мнению Павлова, усилится.

В первые месяцы года положительный эффект оказало увеличение доли инновационных вагонов на сети и более эффективное управление парком (в том числе за счет сокращения оборота вагонов), считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Во втором полугодии перевозки будут расти не так сильно, полагает Бурмистров: замедлится погрузка угля, скорректируются показатели сезонных грузов (в первую очередь строительных). «Ключевой проблемой для РЖД остается ухудшение качества грузовой базы с точки зрения доходности грузов. Прирост дохода РЖД в связи с увеличением перевозок и грузооборота происходит медленнее, за счет чего увеличиваются расходы на инфраструктуру и локомотивную тягу, и, соответственно, дефицит бюджета по итогам года может превысить 100 млрд руб.», – подсчитал эксперт.

РЖД

Железнодорожная монополия
Акционер – правительство России (100%).
Выручка (МСФО, 2016 г.) – 2,1 трлн руб.,
Чистая прибыль – 15,2 млрд руб.

Благодаря росту перевозок доходы компании вырастут на 3%, или почти на 43 млрд руб., уточняет Костенец. Почти на 2 млрд руб. увеличатся доходы РЖД от прочих видов деятельности. Эти средства, по ее словам, пойдут на капитальный ремонт локомотивов и инфраструктуры. Еще деньги нужны РЖД для развития Московского транспортного узла (увеличить финансирование готово столичное правительство), а также для запуска осенью обхода Украины – участка Журавка – Миллерово, который планируется сдать на год раньше срока. «Общее увеличение расходов на проведение данных работ составит почти 25 млрд руб. Это позволит сбалансировать деятельность локомотивного и инфраструктурного комплексов», – уточнила Костенец.

Компания расширит и инвестиционную программу, говорил ранее президент РЖД Олег Белозеров. Если в начале 2017 г. планировалось, что она составит 470 млрд руб., то теперь ее размер может быть увеличен до 510 млрд руб., в том числе и за счет внешних источников. По словам Белозерова, средства пойдут на «большой набор проектов».