РЖД выезжает из кризиса

Перевозка грузов по железной дороге достигла уровня докризисного 2012 года
Перевозки по железной дороге растут, особенно на Дальний Восток/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Бюджетный комитет РЖД одобрил предложения скорректировать финансовый план и инвестпрограмму компании на 2017 г., пишет «Гудок». Вместо предусмотренного финансовым планом увеличения погрузки на 0,6% монополия рассчитывает на рост в 2,6% до 1,25 млрд т. Это почти соответствует докризисным показателям компании в 2012 г. (см. график).

«Погрузка в целом по году оценивается в 1,25 млрд т, что выше первоначального плана, утвержденного советом директоров в декабре 2016 г.», – сообщила начальник департамента экономики РЖД Ирина Костенец «Гудку». В 2016 г. РЖД перевезла 1,22 млрд т.

Рост объясняется увеличением перевозок угля и удобрений, говорит представитель РЖД. Благодаря повышению цен на эту продукцию на мировых рынках погрузка угля, по его словам, за пять месяцев выросла на 9,4% до 149,3 млн т, а удобрений – на 7% до 23,8 млн т. Экспорт угля вырос на 3,6% до 51,2 млн т, по данным ФТС. В апреле уголь на мировых рынках в сравнении с началом года подорожал на 39% до $314/т, но теперь цена рухнула примерно до $150/т, по данным Bloomberg. А вот экспорт удобрений, по данным ФТС, сократился на 3,7% до 10,4 млн т. В целом же погрузка РЖД за пять месяцев выросла на 3,8% до 516,9 млн т. Положительная динамика сохраняется с 2016 г., добавляет представитель РЖД.

Перевозки по железной дороге растут, особенно на Дальний Восток, рассказывает директор по операциям FM Logistic Александр Павлов. «Ежегодно количество перевозимых грузов в этом направлении увеличивается на 8% без учета ценового фактора, – говорит эксперт. – Это происходит в том числе за счет более усиленного перехода грузов с автомобильного транспорта на железную дорогу в сегменте нетемпературных перевозок – сроки те же, а стоимость немного ниже». Тенденция, по мнению Павлова, усилится.

В первые месяцы года положительный эффект оказало увеличение доли инновационных вагонов на сети и более эффективное управление парком (в том числе за счет сокращения оборота вагонов), считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Во втором полугодии перевозки будут расти не так сильно, полагает Бурмистров: замедлится погрузка угля, скорректируются показатели сезонных грузов (в первую очередь строительных). «Ключевой проблемой для РЖД остается ухудшение качества грузовой базы с точки зрения доходности грузов. Прирост дохода РЖД в связи с увеличением перевозок и грузооборота происходит медленнее, за счет чего увеличиваются расходы на инфраструктуру и локомотивную тягу, и, соответственно, дефицит бюджета по итогам года может превысить 100 млрд руб.», – подсчитал эксперт.

РЖД

Железнодорожная монополия
Акционер – правительство России (100%).
Выручка (МСФО, 2016 г.) – 2,1 трлн руб.,
Чистая прибыль – 15,2 млрд руб.

Благодаря росту перевозок доходы компании вырастут на 3%, или почти на 43 млрд руб., уточняет Костенец. Почти на 2 млрд руб. увеличатся доходы РЖД от прочих видов деятельности. Эти средства, по ее словам, пойдут на капитальный ремонт локомотивов и инфраструктуры. Еще деньги нужны РЖД для развития Московского транспортного узла (увеличить финансирование готово столичное правительство), а также для запуска осенью обхода Украины – участка Журавка – Миллерово, который планируется сдать на год раньше срока. «Общее увеличение расходов на проведение данных работ составит почти 25 млрд руб. Это позволит сбалансировать деятельность локомотивного и инфраструктурного комплексов», – уточнила Костенец.

Компания расширит и инвестиционную программу, говорил ранее президент РЖД Олег Белозеров. Если в начале 2017 г. планировалось, что она составит 470 млрд руб., то теперь ее размер может быть увеличен до 510 млрд руб., в том числе и за счет внешних источников. По словам Белозерова, средства пойдут на «большой набор проектов».