Российские металлурги замещают импорт оцинкованного проката собственной продукцией
Спрос на нее растетВ этом году российские металлурги закроют собственной продукцией импорт оцинкованного проката. Это последний сегмент рынка, где доля импортной продукции велика. За I квартал в Россию было импортировано 181 000 т оцинкованного проката, а потребление за период составило 636 000 т, приводит данные аналитик БКС Кирилл Чуйко. В 2016 г. потребление в России оцинкованного проката и проката с полимерным покрытием было 2,86 млн т. Из них 25% (715 500 т) продукции было импортировано из Китая, Южной Кореи и с Украины.
В июле ММК запустит новую линию оцинкованного проката мощностью 360 000 т, рассказал «Ведомостям» представитель ММК. Инвестиции в проект оцениваются в $100 млн, говорится в презентации компании. По словам председателя совета директоров ММК Виктора Рашникова, проект соответствует стратегическим задачам компании по увеличению объемов продукции глубокой степени переработки (слова Рашникова приводились в сообщении ММК). В I квартале ММК отгрузил 258 000 т оцинкованного проката и 89 000 т проката с полимерным покрытием. В 2016 г. ММК произвел 1,1 млн т оцинкованного проката.
Как растет импорт
По данным Чуйко, импорт оцинкованного и полимерного проката в России колеблется от 160 000 до 200 000 т в квартал. В I квартале 2017 г. было импортировано 181 000 т проката. Для сравнения: в аналогичном периоде 2016 г. объем импорта составил 128 000 т, в I квартале 2015 г. – 127 000 т. То есть спрос на продукт постоянно растет. «Сегодня нельзя говорить о стремительном росте потребления оцинкованного проката, так как мощности в России ограничены и основной приток идет за счет импорта», – отмечает Чуйко.
Весной 2017 г. «Северсталь» начала монтаж цеха цинкования и покрытий металла, рассказал представитель компании. Проектные мощности цеха № 3, включающего в себя агрегат непрерывного горячего цинкования и агрегат полимерных покрытий металла, составят 400 000 т в год оцинкованного проката и 200 000 т в год проката с полимерным покрытием. Стоимость проекта, ввод в эксплуатацию которого намечен на вторую половину года, составляет 7 млрд руб. В I квартале «Северсталь» произвела 117 500 т оцинкованного листа и 84 400 т листа с полимерным покрытием. Производство в 2016 г. составило 560 000 и 386 000 т соответственно.
Липецкая площадка группы НЛМК в I квартале произвела 282 000 т оцинкованного проката и 111 000 т проката с полимерным покрытияем. В феврале 2016 г. компания завершила реконструкцию линии АНГЦ-1, после чего мощности агрегата выросли до 500 000 т в год. «Сегодня НЛМК работает над проектом строительства новой линии цинкования», – отмечает представитель НЛМК.
«Компании пытаются наращивать прибыльность за счет повышения качества продукции, ведь значительного роста потребления стали не предвидится», – говорит аналитик «Атона» Андрей Лобазов. Максим Худалов, аналитик компании АКРА, подчеркивает, что рынок оцинкованного проката и проката с полимерным покрытием оставался единственным сегментом, где не полностью произошло импортозамещение. По его оценке, на сегмент приходится до 4% всего потребления стального проката в России. «Прокаты с покрытиями – это продукция с высокой добавленной стоимостью. Соответственно, их производство скажется как на уровне материально-технического развития предприятий, так и на их маржинальности», – отмечает Худалов.
Крупнейший импортер оцинкованного проката – Китай (см. график). Потеснить российские металлурги планируют именно его. Пошлин на ввоз нет. Вытеснение китайской продукции обусловлено, по мнению Худалова, и географическим фактором: основной рынок сбыта оцинкованного проката и проката с покрытиями – это Центральный, Северо-Западный и Уральский федеральные округа. Прокат из Китая доставляется морем, и средний срок доставки – 4,5 месяца. Кроме того, компании активно развивают клиентские сервисы, а производство рядом с конечным потребителем позволяет оперативно реагировать на его желания. «Возможно, привезти прокат из Китая будет немного дешевле, чем произвести самим, но проигрыш по срокам будет очень большим», – добавляет Худалов. Импортный прокат обходится клиентам на 5–7% дороже, говорит сотрудник одной из компаний.
Вводимыми мощностями, по мнению Чуйко, можно будет полностью закрыть вопрос импорта оцинкованной стали в России. Речь идет об импортозамещении в чистом виде: импорт будет сокращаться пропорционально наращиванию производства на российских предприятиях, так как возможностей для сбыта лишних объемов на рынке нет.