Российские металлурги замещают импорт оцинкованного проката собственной продукцией

Спрос на нее растет
В июле ММК запустит новую линию оцинкованного проката мощностью 360 000 т
В июле ММК запустит новую линию оцинкованного проката мощностью 360 000 т / ММК

В этом году российские металлурги закроют собственной продукцией импорт оцинкованного проката. Это последний сегмент рынка, где доля импортной продукции велика. За I квартал в Россию было импортировано 181 000 т оцинкованного проката, а потребление за период составило 636 000 т, приводит данные аналитик БКС Кирилл Чуйко. В 2016 г. потребление в России оцинкованного проката и проката с полимерным покрытием было 2,86 млн т. Из них 25% (715 500 т) продукции было импортировано из Китая, Южной Кореи и с Украины.

В июле ММК запустит новую линию оцинкованного проката мощностью 360 000 т, рассказал «Ведомостям» представитель ММК. Инвестиции в проект оцениваются в $100 млн, говорится в презентации компании. По словам председателя совета директоров ММК Виктора Рашникова, проект соответствует стратегическим задачам компании по увеличению объемов продукции глубокой степени переработки (слова Рашникова приводились в сообщении ММК). В I квартале ММК отгрузил 258 000 т оцинкованного проката и 89 000 т проката с полимерным покрытием. В 2016 г. ММК произвел 1,1 млн т оцинкованного проката.

Как растет импорт

По данным Чуйко, импорт оцинкованного и полимерного проката в России колеблется от 160 000 до 200 000 т в квартал. В I квартале 2017 г. было импортировано 181 000 т проката. Для сравнения: в аналогичном периоде 2016 г. объем импорта составил 128 000 т, в I квартале 2015 г. – 127 000 т. То есть спрос на продукт постоянно растет. «Сегодня нельзя говорить о стремительном росте потребления оцинкованного проката, так как мощности в России ограничены и основной приток идет за счет импорта», – отмечает Чуйко.

Весной 2017 г. «Северсталь» начала монтаж цеха цинкования и покрытий металла, рассказал представитель компании. Проектные мощности цеха № 3, включающего в себя агрегат непрерывного горячего цинкования и агрегат полимерных покрытий металла, составят 400 000 т в год оцинкованного проката и 200 000 т в год проката с полимерным покрытием. Стоимость проекта, ввод в эксплуатацию которого намечен на вторую половину года, составляет 7 млрд руб. В I квартале «Северсталь» произвела 117 500 т оцинкованного листа и 84 400 т листа с полимерным покрытием. Производство в 2016 г. составило 560 000 и 386 000 т соответственно.

Липецкая площадка группы НЛМК в I квартале произвела 282 000 т оцинкованного проката и 111 000 т проката с полимерным покрытияем. В феврале 2016 г. компания завершила реконструкцию линии АНГЦ-1, после чего мощности агрегата выросли до 500 000 т в год. «Сегодня НЛМК работает над проектом строительства новой линии цинкования», – отмечает представитель НЛМК.

«Компании пытаются наращивать прибыльность за счет повышения качества продукции, ведь значительного роста потребления стали не предвидится», – говорит аналитик «Атона» Андрей Лобазов. Максим Худалов, аналитик компании АКРА, подчеркивает, что рынок оцинкованного проката и проката с полимерным покрытием оставался единственным сегментом, где не полностью произошло импортозамещение. По его оценке, на сегмент приходится до 4% всего потребления стального проката в России. «Прокаты с покрытиями – это продукция с высокой добавленной стоимостью. Соответственно, их производство скажется как на уровне материально-технического развития предприятий, так и на их маржинальности», – отмечает Худалов.

Крупнейший импортер оцинкованного проката – Китай (см. график). Потеснить российские металлурги планируют именно его. Пошлин на ввоз нет. Вытеснение китайской продукции обусловлено, по мнению Худалова, и географическим фактором: основной рынок сбыта оцинкованного проката и проката с покрытиями – это Центральный, Северо-Западный и Уральский федеральные округа. Прокат из Китая доставляется морем, и средний срок доставки – 4,5 месяца. Кроме того, компании активно развивают клиентские сервисы, а производство рядом с конечным потребителем позволяет оперативно реагировать на его желания. «Возможно, привезти прокат из Китая будет немного дешевле, чем произвести самим, но проигрыш по срокам будет очень большим», – добавляет Худалов. Импортный прокат обходится клиентам на 5–7% дороже, говорит сотрудник одной из компаний.

Вводимыми мощностями, по мнению Чуйко, можно будет полностью закрыть вопрос импорта оцинкованной стали в России. Речь идет об импортозамещении в чистом виде: импорт будет сокращаться пропорционально наращиванию производства на российских предприятиях, так как возможностей для сбыта лишних объемов на рынке нет.

В июле ММК запустит новую линию оцинкованного проката мощностью 360 000 т