Amazon купит сеть премиальных супермаркетов Whole Foods за $13,7 млрд

Онлайн-ритейлер усиливает позиции в традиционной рознице
После завершения сделки Whole Foods продолжит работу под собственным брендом
После завершения сделки Whole Foods продолжит работу под собственным брендом / Whole Foods

Онлайн-ритейлер Amazon договорился о покупке американской сети продуктовых магазинов Whole Foods Market, заявили компании. Слияние обойдется Amazon в $13,7 млрд, включая чистый долг торговой сети. После завершения сделки Whole Foods продолжит работу под собственным брендом. Закрытие сделки запланировано на вторую половину 2017 г. – прежде необходимо согласовать ее с акционерами Whole Foods Market и получить одобрение от регулирующих органов.

Whole Foods Market – крупнейшая в США сеть супермаркетов, специализирующаяся на натуральных продуктах. Ее продажи в 2016 г. достигли $16 млрд, компания управляет более чем 460 магазинами в США, Канаде и Великобритании.

«Миллионы людей любят Whole Foods Market, поскольку они предлагают лучшие натуральные продукты органического происхождения», – заявил основатель Amazon Джефф Безос. Слияние компаний должно максимизировать прибыль акционеров Whole Foods Market, подтвердил в заявлении сооснователь и гендиректор Whole Foods Джон Макки. Сам он после завершения сделки сохранит свой пост.

Конкуренты упали

Пока акции Whole Foods растут на фоне заявления о сделке, бумаги ее конкурентов падают, отмечает Bloomberg: бумаги продовольственного ритейлера Kroger потеряли в пятницу 17%, Supervalu – более чем 22%, Weis Markets – 9,6%. Среди европейских ритейлеров снижение отмечено у голландского Ahold Delhaize – оператора американских сетей Food Lion и Stop & Shop (-9,6%), британских Morrison (-3,2%) и Tesco (-6,7%), немецкой Metro (-1,9%), по данным Bloomberg.

У этой сделки эффект «ударной волны» как для онлайн-, так и для традиционного ритейла, отмечает Bloomberg: оба бренда никогда не рассматривались как явные партнеры. К этому Whole Foods подтолкнуло появление в числе акционеров инвестора-активиста Jana Partners: получив 9% компании, хедж-фонд потребовал внести изменения в операционную деятельность и настаивал на поиске покупателя для сети, писали The Wall Street Journal и Financial Times (FT). В попытке избежать конфликта с акционером сеть заменила несколько членов совета директоров, в том числе председателя и финансового директора, отмечали издания.

Для Amazon сделка станет крупнейшей в истории, хотя на конец марта на ее счетах имелось лишь около $21,5 млрд, напоминает Bloomberg. Она значительно поспособствует Amazon в стремлении внедриться в продовольственную торговлю – в последние годы компания медленно наращивает присутствие на этом рынке, отмечает FT.

Amazon, очевидно, верит, что присутствие в офлайн-торговле даст ему преимущество в локальной дистрибуции товаров, заявил Bloomberg аналитик Wedbush Securities Майкл Пэчтер. С 2015 г. Amazon открыл семь офлайновых книжных магазинов Amazon Books. Книги отбираются сюда на основе оценок клиентов Amazon.com, предварительных заказов, показателей продаж, популярности на Goodreads и оценок кураторов, говорила компания при открытии первого магазина, что также должно служить объединению трендов торговли онлайн и офлайн.

Воспринимая растущую популярность и экспансию Amazon как угрозу традиционному ритейлу, конкурирующая Walmart заявила о покупке стартапа Jet.com, писала WSJ в августе 2016 г. Сумма сделки составила около $3 млрд деньгами и $300 млн акциями продовольственного гиганта. Так Walmart пыталась усилить собственное подразделение электронной торговли Walmart.com – оно обеспечило лишь 3% всей выручки компании в 2015 г., или $14 млрд, против $107 млрд у Amazon за тот же период.