Скидка РЖД на перевозку грузов может стать больше
Чиновники вместе с РЖД и ее клиентами решают, стоит ли дать монополии возможность предоставлять скидку в 55% вместо 50%РЖД может получить право снижать тарифы для некоторых грузов на 55% в границах тарифного коридора. Обосновать целесообразность такой меры еще в марте 2016 г. поручил вице-премьер Аркадий Дворкович (копия поручения есть у «Ведомостей»). Заключение должно быть готово во II квартале 2017 г., говорится в документе. Обоснование готовит ФАС. Инициатива коснется грузов второго и третьего классов – нефти, зерна, удобрений и контейнеров, а также металлов, транспортируемых на расстояние до 1100 км. Сейчас на них действует понижающий коэффициент в размере до 50% без ограничения по дальности.
Верхняя граница тарифного коридора, по данным ФАС, останется неизменной – на уровне +10%. А увеличение скидки снизит нагрузку на потребителей и привлечет дополнительные грузы на железную дорогу, говорит представить ФАС. Это возможно на отдельных направлениях, уточнил его коллега из РЖД. Размер скидки и конкретные маршруты он не назвал, но заметил, что инициатива позволит компании «более гибко реагировать на конъюнктуру товарных рынков».
В конце мая ФАС запросила у Совета потребителей по вопросам РЖД консолидированную позицию участников рынка грузовых перевозок. Председатель совета Илья Южанов в ответном письме, отправленном 10 июня (копия есть в распоряжении «Ведомостей»), предложил – прежде чем сформировать общее мнение – оценить влияние предложенной меры на финансовый план и инвестпрограмму РЖД. По его мнению, скидка не должна снизить доходную базу компании и перераспределить нагрузку на другие виды грузов. Также ее размер должен быть экономически обоснованным как для РЖД, так и для грузоотправителей, что сделает механизм предоставления тарифных преференций объективнее и прозрачнее. Представитель Совета потребителей от комментариев отказался.
Что возит РЖД
В 2016 г. перевозки выросли на 0,74% до 1,23 трлн т против снижения на 0,8% в 2014 г. и на 0,73% в 2015 г. По словам Калачева, в 2016 г. во втором классе грузов перевозки нефти и нефтепродуктов (их доля в общей структуре – 19,25%) снизились на 6%, в то время как химические и минеральные удобрения (доля – 4,36%) выросли на 4%, а зерно и продукты перемола (1,76%) – на 2%. В третьем классе изменения незначительные – перевозки черных металлов (доля – 5,8%) снизились на 0,5%, а лома черных металлов (доля – 1,22%) выросли на 0,35%.
Главный риск такой меры – в появлении перекрестного субсидирования, предупреждает сотрудник одной из компаний-грузоотправителей. Если этого удастся избежать, себестоимость перевозок для грузоотправителей снизится, добавляет он. По мнению собеседника «Ведомостей», РЖД, скорее всего, стремится вернуть на железную дорогу нефтяные грузы.
Представитель вице-премьера, а также «Роснефти», «Русагротранса» и «Фосагро» на запросы «Ведомостей» не ответили.
Расстояние до 1100 км – зона конкуренции между железнодорожным и автомобильным транспортом, заметил эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев. В 2016 г. отчасти благодаря расширению тарифного коридора (сначала с -12,8 до -25%, затем до -50%) удалось остановить снижение перевозок по железной дороге (см. врез). «При таком соотношении перевозок и их изменений снижение нижней границы не сильно скажется на результатах года. Возможно, сможет создать реальную конкуренцию тарифам на автомобильные перевозки. Впрочем, скидка распространится на контейнерные перевозки, которые в 2016 г. выросли на 3,5%, их доля составила 11,1% от всех грузов», – говорит Калачев.
Увеличение скидки для высоко- и среднедоходных грузов на коротких расстояниях сможет обеспечить дополнительный прирост грузопотока РЖД не менее чем на 4 млн т в год, оценивает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Условия для этого есть: стоимость автомобильных перевозок растет (с начала 2017 г. из-за повышения стоимости топлива, роста тарифов в рамках системы «Платон» и забастовок дальнобойщиков тарифы на автоперевозки на большинстве маршрутов выросли на 15–20%), а качество сервиса на железной дороге улучшается. Если в 2015 г. из 39 заявок на предоставление скидок монополия одобрила лишь 20 (51%), в 2016 г. из 96 – 31 (32,3%), то только за пять месяцев 2017 г. из 66 предоставила скидки 47 (71,2%). «Основной потенциал переключения на железную дорогу связан с металлургическими грузами по мере реализации схемы логистического аутсорсинга, а также зерновыми грузами, где существует значительный потенциал повышения эффективности железнодорожных перевозок за счет маршрутизации экспортных отправок», – отмечает Бурмистров.