Выездной туризм возобновляет рост

Внутренний туризм в России растет четыре года подряд, но в 2017 году оживились и иностранные пляжные направления
Самыми массовыми направлениями организованного туризма остаются Турция и Россия
Самыми массовыми направлениями организованного туризма остаются Турция и Россия / Евгений Егоров / Ведомости

Открытие Турции, которая готова на серьезные скидки, чтобы вернуть себе российских туристов, сильно озаботило представителей российских туристических регионов.

Ростуризм фиксирует рост поездок внутри страны четыре года подряд, оценивая число туристов в 2016 г. в 50–55 млн человек. При этом выездной турпоток в 2016 г. вновь упал – на 8% до 31,7 млн туристов, свидетельствуют данные Росстата. В 2015 г. из России выехали 34,4 млн человек (падение по сравнению с 2014 г. – 20%).

В 2015–2016 гг. внутренний турпоток рос на 30% год к году ежегодно, однако в 2017 г. темпы роста сократятся до 5–15%, говорит гендиректор холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин. Гендиректор туроператора «Пегас туристик» Анна Подгорная прогнозирует рост на 20–25%. Именно в 2015 г. многие ведущие туроператоры включили Россию в свою пакетную программу: например, «Библиоглобус», «Пегас туристик», Anex Tour. Этому способствовали и развитие инфраструктуры в Сочи перед зимней Олимпиадой, и присоединение Крыма, считает Подгорная.

Летом 2017 г. во всех трех сегментах туризма – выездном, внутреннем и въездном – наблюдается восстановление турпотока, отмечает Горин.

Франция за первые два месяца 2017 г. зафиксировала 25%-ный рост российских туристов, прибывающих авиатранспортом, рост бронирований авиабилетов на три месяца вперед – 32,9%, а генконсульство Франции в Москве с начала 2017 г. увеличило выдачу виз на 80% по сравнению с тем же периодом 2016 г.

Определились с направлениями

Политическая нестабильность последних лет серьезно влияла на географию выездного туризма. После крупных терактов в Тунисе в 2015 г. турпоток на этом направлении значительно сократился. Осенью 2015 г. Россия закрыла для своих граждан организованный выезд в Египет и Турцию – самые популярные пляжные направления. Авиасообщение с Египтом было прекращено после подрыва российского лайнера над Синаем в октябре 2015 г., авиасообщение с Турцией было закрыто с ноября 2015 г. после того, как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик.

Сейчас для российских туристов открыты практически все популярные зарубежные направления, кроме Египта.

Самыми массовыми направлениями организованного туризма остаются Турция и Россия: они составляют около половины продаж у туроператоров и турагентств, отмечает сооснователь Onlinetours Константин Победкин.

У сети «Магазин горящих путевок» в докризисные годы доля продаж Турции составляла 60–65%, в 2017 г. доля Турции может вырасти до 50%, прогнозирует гендиректор сети Сергей Агафонов. Сейчас у Tez Tour и сети «Магазин горящих путевок» доля Турции уже достигает 40%, рассказали их представители.

В 2017 г., если не будет никаких проблем с безопасностью в Турции, то турпоток туда может составить около 3,5 млн, т. е. вернуться к докризисным показателям, говорит Горин. Победкин считает, что в Турцию приедет около 2,5 млн туристов. При этом средний чек в Турции – $300–500 на человека за неделю, говорит Горин. То есть Турция может заработать на российских туристах от $750 млн до $1,75 млрд.

Популярность Турции растет во многом за счет доступной цены и возможности отдохнуть по системе «все включено», продолжает Победкин. Турецкие туры россиянам обходятся дешевле за счет скидок и ранних бронирований, отмечает Горин: так, в межсезонье Турция доплачивает туроператорам за перевозку чартерных рейсов $6000–8000; к тому же у турецких отельеров сниженные ставки на кредиты, чтобы они загружали отели. «Все включено» – это решающий фактор для семейного пляжного отдыха, считает представитель Tez Tour Лариса Аханова: туристы едут отдыхать, а не решать бытовые проблемы – где есть и развлекаться. «Все включено» очень востребовано в кризис из-за фиксации цены: туристу не нужно на отдых брать дополнительные деньги, указывает Горин.

Самыми массовыми направлениями организованного туризма остаются Турция и Россия

Россия vs. Турция

Количество внутренних туристов примерно в 2,5 раза больше, чем выездных, отмечает Горин: только у 10% россиян есть загранпаспорт, но даже они не все ездят за границу. Около половины отдыхающих на курортах Краснодарского края – москвичи, 30% – это жители Южного федерального округа, 20% приходится на остальные российские регионы, рассказывает гендиректор сети «Розовый слон» Александр Мкртчян.

В 2017 г. на курортах Краснодарского края ожидается примерно 16 млн туристов, Крыма – 5,6–5,8 млн, говорит Мкртчян. Сочи примет не менее 4,3 млн туристов, рассказал заммэра Сочи Эдуард Волков: это аналогично прошлогодним показателям, но возможен и рост. В 2016 г. Краснодарский край получил от туристов около 48,3 млрд руб., а Сочи принес примерно 50% этой суммы, вспоминает Волков.

«По нашему срезу пяти-шести ведущих туроператоров, в том числе турецких, которые продают сейчас Турцию, отель «3 звезды» на двух гостей с перелетом из Москвы стоит 38 000 руб. «4 звезды» и «5 звезд» – примерно одна и та же цена, потому что турецкие «5 звезд» сейчас демпингуют – около 48 000 руб. Конечно, это несопоставимо с крымской ценой», – говорила в апреле на туристической конференции «Ведомостей» в рамках Ялтинского экономического форума заместитель министра курортов и туризма Крыма Анна Нерозина. По ее словам, одна из проблем – цена на авиабилеты: если брать билеты в Симферополь на август туда и обратно, Крым по всем авиакомпаниям дороже, чем Сочи, на 3000–5000 руб., при том что полет занимает 2 часа 5 минут до Сочи и 2 часа 15 минут до Симферополя.

«50% раннего бронирования на летний период – это Турция. Власти Турции идут на беспрецедентные меры – доплачивают за каждого привезенного туриста, – говорила на той же конференции председатель комитета по индустрии гостеприимства «Деловой России» Елена Кривенкова. – Мы представляем 78 регионов, и, общаясь с предпринимателями, которые занимаются туризмом, я могу сказать следующее: спрос на Крым упал».

«В ситуации, когда открыли Турцию, когда укрепился рубль, если в этом сезоне у нас будет падение спроса на 20% – это будет хорошо. А сдается, падение туристического потока будет гораздо сильнее», – добавлял Борис Зелинский, глава регионального отделения Российского союза туриндустрии в Севастополе.

В 5-звездочном ялтинском отеле Villa Elena на лето забронировано меньше половины номеров, но это объясняется низкой глубиной бронирования и установившейся в мае холодной погодой, рассказала управляющая отелем Кира Захарова. Отель «Сочи Марриотт Красная Поляна» сейчас забронирован примерно на треть на летний период, говорит региональный директор по маркетингу и PR отеля Алина Абрамович. В сочинском 3-звездочном отеле «Бархатные сезоны» цена за номер относительно прошлого года увеличилась на 10–15%, в «Сочи Марриотт Красная Поляна» – на 10%, отметили их представители. Средняя стоимость за номер в Villa Elena снизилась на 20%.

Организованный туризм восстанавливается

До 2014 г. доля организованного туризма составляла около 20%, напоминает Горин. Сейчас в Сочи его доля составляет примерно 67% всего турпотока, говорит Волков. В Крыму – только около 50%, знает гендиректор НТК «Интурист» Виктор Тополкараев. Сочи определенно опережает другие российские курортные направления, замечает Абрамович: сложно конкурировать с инфраструктурой кластера, который прорабатывали и финансировали к Олимпиаде.

В 2017 г. туристы снова стали планировать отдых заранее: если в кризис глубина бронирования была около двух недель, то сейчас ситуация стабилизировалась и в среднем бронируют тур за месяц до вылета, продолжает Горин. По его словам, также выросла доля ранних бронирований – на 20–30%, такие туры обходятся туристам до 40% дешевле. На долю ранних бронирований в сети турагентств «Розовый слон» пришлось около трети всего летнего турпродукта. Также восстанавливается спрос на традиционные экскурсионные направления (Чехия, Франция, Италия), продолжает Горин: во время кризиса туристы жертвовали именно экскурсионными турами и копили на «пляж».

До кризиса большинство туристов путешествовали четыре раза в год, во время кризиса многие туристы вовсе отказались от поездок или выехали один раз в год, напоминает Горин: сейчас туристы путешествуют в среднем 1-2 раза в год. Количество бронирований на лето выросло в 2 раза по сравнению к 2016 г., замечает Аханова: благодаря стабильному курсу валют и ранним бронированиям. За январь – май 2017 г. у Onlinetours количество туристов стало в 2,5 раза больше, чем за такой же период в прошлом году.

В 2017 г. внутренний туризм может вырасти на 50% за счет роста числа организованных туристов, а выездной туризм вырастет на 15–20%, считает Горин.

Самыми массовыми направлениями организованного туризма остаются Турция и Россия