Нефть перестают возить по железной дороге

РЖД теряет выручку от перевозки нефтеналивных грузов, за 2014–2016 годы их перевозка сократилась на 8%
Цистерн с нефтью на российских железных дорогах все меньше / Евгений Стецко/ Ведомости

Третий год подряд РЖД констатирует снижение перевозок нефти по железной дороге. В 2016 г. цистернами было перевезено 235,8 т нефти и нефтепродуктов – это на 8% меньше, чем в 2014 г. В 2016 г. РЖД получила 2,1 трлн руб. выручки. За перевозку грузов (пробег вагонов в груженом состоянии) по железной дороге грузоотправители в 2016 г. суммарно заплатили РЖД 949,6 млрд руб. без учета стоимости порожнего пробега, в том числе за перевозку нефтеналивных грузов (с учетом сжиженных газов) – 301,3 млрд руб., или 14,3%, подсчитал директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Это показывает, что доля от платы за провоз нефтеналивных грузов в выручке РЖД начала снижаться: в 2014 и 2015 гг. она была около 15%.

Нефть – самый дорогой груз для РЖД. Перевозка 1 т нефти и нефтепродуктов приносит компании в несколько раз больше, чем перевозка 1 т угля. Но ценный груз с железной дороги уходит. Одна из причин – рост тарифов. РЖД индексирует тарифы каждый год. За последние три года компания подняла цены на транспортировку нефти и нефтепродуктов сначала на 5,3% в 2014 г., затем на 18,4% в 2015 г. (с учетом экспортной надбавки) и в 2016 г. еще на 9%, говорится в материалах «Лукойла». Например, «Роснефть» в 2016 г. за транспортировку 1 т нефти с Ангарской НХК в порт Находка платила 5950 руб., что на 18% выше тарифа 2014 г.

«Транснефть» проиндексировала тарифы лишь дважды: на 6,8% в 2015 г. и на 5,8% в 2016 г. При этом прокачка «Транснефти» растет – за три года на 1% до 483 млн т, говорится в отчетности «Транснефти». Тарифы РЖД будут проиндексированы и в 2017 г., говорит представитель компании: «Для всех грузов индексация будет 4%, плюс 2% – целевая надбавка на капитальный ремонт инфраструктуры, итого 6%».

«Нефть все в больших объемах уходит в трубу», – жалуется один из транспортных операторов с высокой долей цистерн в парке. Это подтверждает и Бурмистров: «Тенденция переориентации нефти и светлых нефтепродуктов с железной дороги на трубопроводы будет продолжаться». За прошлый год 10 крупнейших операторов цистерн сократили перевозку нефтеналивных грузов на 9% до 202 млн т, следует из данных «Infoline-аналитики».

Неудачный маневр

«Сокращение перевозок нефти и нефтепродуктов по сети РЖД связано с увеличением производства светлых нефтепродуктов и сокращением производства темных нефтепродуктов, традиционно перевозившихся по железной дороге», – говорит представитель железнодорожной монополии. Структура перевозок ухудшилась, признавала в конце прошлого года РЖД: уменьшилась доля перевозок высокодоходных грузов (нефть, черные металлы). Доля высокодоходных грузов сократилась на 6,2% из-за налогового маневра. Изменения правил налогообложения привели к росту выпуска светлых нефтепродуктов и сокращению производства темных. Налоговый маневр изменил экономику НПЗ: маржинальность снизилась с 6,3% в 2014 г. до 1,8% в 2015 г., подсчитывало аналитическое агентство Vygon Consulting. В итоге в январе – июле 2016 г. НПЗ снизили производство мазута на 23,5%, подсчитала РЖД, это снизило его перевозки на 25,5%, или на 8,3 млн т, к уровню 2015 г. А ведь доля мазута в перевозке нефтяных грузов почти 29%, отмечала железнодорожная монополия.

Например, крупнейший российский производитель нефти – «Роснефть» из 210 млн т, добытых в 2016 г., продала в страны дальнего и ближнего зарубежья 120 млн т. Переработка нефти в России и за рубежом с учетом текущей загрузки собственных мощностей составила в 2016 г. 92,67 млн т. Продажа мазута за рубеж снизилась на 7,4% до 24,9 млн т, говорится в отчетности «Роснефти». Так что налоговый маневр сильно повлиял на перевозки нефтеналивных грузов, жалуется собеседник в компании-операторе.

В 2017 г. разные НПЗ получили понижающие коэффициенты на перевозку нефтепродуктов, это сильно повлияло на сбытовую политику НПЗ. С 1 февраля по 30 ноября действует 25%-ная скидка на экспортные перевозки дизтоплива и мазута со станций Нефтяная и Князевка Приволжской железной дороги, рассказывает представитель РЖД. Там расположен Саратовский НПЗ «Роснефти». 11,6%-ную скидку РЖД дает для перевозки нефтепродуктов с Ангарской НХК «Роснефти» в Иркутской области на ее же Комсомольский НПЗ в Хабаровском крае. Скидку в 9,7% получил «Лукойл» на перевозку нефтепродуктов с Ухтинского НПЗ на экспорт в Выборг и 13,2%-ную скидку на перевозку нефтепродуктов с Ухтинского НПЗ по России. Но скидка действует при отгрузке не менее 2,6 млн т, в том числе 0,9 млн т на экспорт и 1,77 млн т на внутренний рынок, уточняет представитель железнодорожной монополии.

Непрозрачность системы понижающих коэффициентов создает абсурдные ситуации: производители нефтепродуктов одного региона (равноудаленные от грузополучателя) оказываются в неравном положении за счет разницы в скидке. Это, в свою очередь, влияет на сбытовую политику НПЗ, признает один из операторов.

Решение – в консолидации

В 2016 г. крупнейший оператор нефтеналивных грузов «Трансойл» сократил перевозки на 3% до 62 млн т, говорит представитель оператора. Globaltrans в 2016 г. сократил перевозки нефти и нефтеналивных грузов на 6% до 20,8 млн т, причем чистая выручка от этих операций снизилась на 12% до 18,7 млрд руб. В результате доля нефти и нефтеналивных грузов в выручке Globaltrans уменьшилась на 10 п. п. до 45%. Представитель «СГ-транса» на вопросы «Ведомостей» не ответил.

В плане РЖД на 2017 г. отражено, что снижение перевозок нефтеналивных грузов продолжится: с нынешних 235,3 млн до 224,8 млн т. «В сегменте нефтеналивных грузов потери могут составить более 10 млрд руб.», – полагает Бурмистров. Источник еще в одном грузоотправителе считает, что одна из проблем – в несовершенной тарифной политике РЖД, а также в дефиците локомотивной тяги и низком уровне пропускной способности сети. Это все, считает собеседник «Ведомостей», способствует оттоку грузовой базы с железнодорожной сети.

К примеру, «Русснефть» (добыча в 2016 г. составила 7 млн т) предпочитает сдавать нефть в трубу «Транснефти», рассказывает представитель компании. По системе «Транснефти» проходит 93,9% добытой «Русснефтью» нефти, по сети РЖД – 5,6%, автотранспортом компания возит лишь 0,5%. При этом на внутренний рынок приходится 60% поставок, на экспорт – 40%. Компания оказалась невосприимчива ни к экспортной надбавке в 13,4%, которую платили все нефтяники с августа 2014 г. до января 2017 г., ни к нынешним изменениям, «они не оказали существенного влияния», говорит представитель «Русснефти».

Перспективы у перевозчиков нефти по железной дороге не радужные. «Транснефть» планирует построить два нефтепродуктопровода – реализует проекты «Юг» (для перекачки дизельного топлива из Воскресенска в Новороссийск) и «Север» (увеличение экспорта дизельного топлива через Приморск), а также реконструирует и расшивает узкие места на трубопроводной системе Восточная Сибирь – Тихий океан, говорится в материалах «Транснефти». Основное давление на операторский бизнес оказывает снижение перевозок мазута в связи с завершением модернизации НПЗ и увеличением выхода светлых нефтепродуктов, уход на трубопроводный транспорт высококачественного дизельного топлива в результате расширения проектов «Север» и «Юг», отмечает Бурмистров. Поэтому участники рынка перевозок нефти стремятся консолидировать парк, чтобы выиграть на масштабе бизнеса. Так, «Нефтетранссервис» получил контроль над перевозками продукции с НПЗ «Башнефти», «Трансойл» взял в аренду парк нефтеналивных цистерн «СГ-транса». Первая грузовая компания, долгое время бывшая лидером рынка по величине парка цистерн, теряет долю рынка, так как ей приходится списывать вагоны, говорит Бурмистров.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)