Дронам нашли инвесторов
«Ведомости» выяснили, кто составит компанию ВЭБу в проекте выпуска летающих беспилотников«Летающий мотоцикл» (квадрокоптер, управляемый человеком) – одна из разработок компании ОКБ «Грузовые дроны», базирующейся на территории «Сколково». Модель, получившая название Scorpion, рабочая и способна подниматься на высоту вертолета (ее можно ограничить), имеет варианты с электрическим мотором и двигателем внутреннего сгорания. Цена – несколько десятков тысяч долларов. Владелец и гендиректор ОКБ «Грузовые дроны» Александр Атаманов рассказал «Ведомостям», что оформление венчурного инвестирования с участием ВЭБа еще не завершено. Параметры он не раскрыл. Атаманов реализует проект воздушного мотоцикла с 2015 г. Кроме этого он работал и над другими проектами, например создал систему автоматизированного приема документов для патентования торговых знаков.
Подобный проект – разработка беспилотных средств для воздушных перевозок грузов и пассажиров, выпуск компонентов для них (заказчиками выступают ГК «Росатом» и ДОСААФ) и тоже при участии ОКБ «Грузовые дроны» – ранее был анонсирован в госпрограмме AeroNet. Инвестиции в такой проект в 2016–2020 гг. оценивались в 578 млн руб., включая 253 млн руб. госсубсидий. По словам Яхнича, новый проект с AeroNet не связан.
«В России есть проект, который называется «летающий мотоцикл» и который в состоянии поднять человека. Мы представим этот проект на питерском форуме», – передал ТАСС слова председателя Внешэкономбанка (ВЭБ) Сергея Горькова. По его мнению, «это уже реальная заявка на изменение транспортного средства». ВЭБ инвестировал в проект, пишет ТАСС. Представитель ВЭБа отказался раскрыть детали.
Беспилотное будущее
$200 млрд – во столько оценивается к 2035 г. мировой рынок беспилотных авиационных систем, комплексных решений и услуг
ВЭБ и ОКБ «Грузовые дроны» – не единственные участники проекта. Над ним работают создатели беспилотных летательных аппаратов, производители компонентов (электрических двигателей, аккумуляторов, систем беспилотного управления), IT-компании, рассказал «Ведомостям» один из инвесторов, российский бизнесмен, президент Yakhnich Motorsport Александр Яхнич. Имена остальных участников проекта он не раскрыл. «Предполагается разрабатывать и выпускать различные беспилотные летательные аппараты для перевозки пассажиров и грузов, а также компоненты», – говорит Яхнич.
ВЭБ – модератор проекта и его финансовый партнер, но основные инвестиции – частные (российские и зарубежные), рассказывает Яхнич. Размеры вложений не раскрываются. Инвестиции в аналогичные проекты за рубежом измеряются десятками миллионов долларов, добавляет он. «Это принципиально новая отрасль. Процессы идут стремительно, и нужно успеть закрепиться и попытаться стать одним из лидеров», – говорит Яхнич. У проекта есть экспортная перспектива, добавляет он.
В 2014 г. мировой рынок беспилотных авиасистем составил $6,8 млрд. К 2035 г. он вырастет почти в 30 раз, а российские компании по мере возникновения крупных игроков смогут претендовать на $35–45 млрд, говорится в аннотации к проекту АeroNet. Изменится и структура рынка, увеличится доля гражданского и коммерческого применения, на которую в 2014 г. пришлось всего 14% (66% – сегмент военного применения, 20% – сегмент обеспечения безопасности), отмечается в документе.