«Роснефть» и Eni собираются начать работы в Черном море уже во второй половине года

Санкции это не запрещают, говорят юристы
Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин (на фото справа) нашел в коллеге из Eni Клаудио Дескальци надежного партнера
Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин (на фото справа) нашел в коллеге из Eni Клаудио Дескальци надежного партнера / Михаил Метцель / ТАСС

В минувшую среду главные исполнительные директора «Роснефти» и Eni – Игорь Сечин и Клаудио Дескальци – подписали «соглашение o расширении сотрудничества», говорится в сообщениях российской и итальянской компаний. Договор касается добычи, переработки, маркетинга и торговли нефтью. «Роснефть» сообщает, что «документ закрепляет ранее достигнутые договоренности» по бурению поисковых скважин на совместных проектах Черного и Баренцева морей.

«Роснефть» и Eni планируют начать бурение на шельфе Черного моря во второй половине 2017 г., сообщил журналистам Сечин, его слова передал «Интерфакс». Это уже четвертое соглашение «Роснефти» с Eni, которое касается разработки шельфов. Представитель «Роснефти» отказался пояснить, как именно изменилось соглашение по сравнению с теми, что были подписаны в 2012, 2013 и 2016 гг. Представитель Eni не ответил на вопросы «Ведомостей».

На шельфах у компаний несколько проектов – разработка месторождения Вал Шатского (потенциальные извлекаемые ресурсы больше 120 млн т нефти) в Черном море, а также Федынского и Центрально-Баренцевского участков (с ресурсами 36 млрд барр. н. э.) в Баренцевом море, следует из сообщений «Роснефти». Еще в 2013 г. компании договорились, что Eni полностью профинансирует геологоразведочные работы, предусмотренные лицензионными обязательствами. Затраты на геологоразведку сверх лицензионных обязательств стороны разделят в соответствии с их долями в проекте – 33,33% у Eni и 66,67% у «Роснефти», сообщала российская компания в 2013 г. Тогда затраты на разработку только лишь Вала Шатского оценивались в $50–55 млрд, писал «Интерфакс». Инвестиции в разработку участков Баренцева моря не объявлялись.

Кроме Eni Сечин также подписал соглашения с итальянскими Teleclima (о поставке климатического оборудования для буровых установок) и Pietro Fiorentini (об обмене технологиями, см. врез). Сколько денег готова потратить «Роснефть» на реализацию достигнутых договоренностей с итальянскими компаниями, ее представитель не говорит.

Отопление и счетчики

Еще два соглашения «Роснефть» заключила в среду с итальянскими Teleclima и Pietro Fiorentini. С первой «Роснефть» сделает пилотный проект по разработке и установке систем отопления на буровых. Со второй – опытно-промышленное испытание оборудования по измерению добываемого объема углеводородов на одном из нефтегазовых месторождений. Если последний проект получится успешным, то стороны обсудят локализацию производства.

В сентябре 2014 г. Евросоюз ввел против России санкции, запретив своим компаниям «прямо или косвенно оказывать услуги по разведке и добыче на глубоководных, арктических или сланцевых нефтяных месторождениях в России». Им запретили бурить, испытывать и заканчивать скважины, а также поставлять российским компаниям специализированные суда, говорится в решении Еврокомиссией. При этом санкции не распространяются на все рамочные договоренности или конкретные обязательства, подписанные до сентября 2014 г. (в отличие от санкций США, которые разрушили уже существующие проекты).

Европейские санкции действительно обратной силы не имеют, подтверждает партнер Nevsky IP Law Николай Зайченко. Но все уточнения в заключенные рамочные соглашения или расширение уже достигнутых договоренностей подпадают под санкционный режим и подлежат одобрению Еврокомиссии, уточняет Зайченко. На это Еврокомиссия выпускала дополнительное разъяснение, уточняет он. Запрашивала ли Eni разрешение у Еврокомиссии на уточнение соглашения с «Роснефтью», не известно. Представители Eni и Еврокомиссии проигнорировали вопросы «Ведомостей».

«Роснефти» в долгосрочной перспективе нужно будет компенсировать падение добычи нефти в Западной Сибири, именно поэтому компания рассматривает различные возможности развития шельфовых проектов, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Все западносибирские «дочки» «Роснефти» (кроме «Юганскнефтегаза») сократили в 2016 г. добычу на 3,3% до 313,5 млн т, «Юганскнефтегаз» увеличил добычу на 2% до 471 млн т. В случае если нефть будет найдена, Eni получит право на совместную отработку, напоминает Полищук.