Каждый второй квадратный метр новых торговых площадей в стране открывает «Пятерочка»

Доля Х5 достигла рекорда
Половина площадей открывшихся в I квартале в России сетевых магазинов – «Пятерочки»
Половина площадей открывшихся в I квартале в России сетевых магазинов – «Пятерочки» / Е. Разумный / Ведомости

За I квартал 2017 г. торговые площади продуктовых сетей выросли на 494 100 кв. м, по данным «Infoline-аналитики» (с ними ознакомились «Ведомости»). Агентство следит за 190 сетями, общая площадь их магазинов превысила 22 млн кв. м.

На семерку лидеров – X5 Retail Group, «Магнит», «Ашан», «Дикси», «Ленту», Metro и «Монетку» – пришлось 72% прироста за квартал. Прежде «Магнит» и Х5 росли одинаково, а с начала 2017 г. более половины новых площадей обеспечила X5 (см. график), и это, по данным «Infoline-аналитики», рекордная доля. X5 добавила 248 581 кв. м, и в основном это «Пятерочки».

На «Магнит» пришлось чуть более 16% прироста, или 80 300 кв. м; по данным Infoline, долю в приросте сократили также «Дикси» – с 3,8% год назад до 0%, Metro – с 1,1 до 0%, «Монетка» – с 0,9 до 0,5%, «Ашан» – с 0,7 до 0,4%. Новые магазины перетягивают покупателей у работающих, называет ключевую проблему гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Снизилась выручка с 1 кв. м магазина (плотность продаж) в I квартале 2017 г. по сравнению с IV кварталом 2016 г., пишет Citi: на 8,5% у «Магнита», на 9,9% у «Ленты», на 9% у «Дикси» и всего на 2,2% у X5.

Но вопроса, открывать магазин или нет, не стоит, уверен Бурмистров: «Либо ты делишь покупательский поток с самим собой, либо с конкурентом». Ритейлеры могут пытаться повышать плотность продаж, реконструируя магазины, продолжает он, или развивая онлайн-продажи, которые позволяют загрузить виртуальным трафиком отстающие магазины.

Даже у лидеров, X5 и «Магнита», доли рынка значительно ниже разрешенных законом 25%, напоминает младший партнер Bain & Company Евгений Белащенко. Проблема 25% обретет остроту в 2019–2020 гг., а 2017–2018 годы будут годами агрессивного органического роста, прогнозирует Бурмистров.

Активная экспансия даже при ухудшении экономики отдельных магазинов позволяет застолбить рынок, соглашается Белащенко и приводит пример: сети гипермаркетов при появлении в новом городе стараются занять места в основных транспортных коридорах и районах, чтобы максимально осложнить задачу конкурентам.

По словам представителя X5, план на 2017 г. – открыть около 2000 магазинов, но в ноябре – декабре высокий сезон для торговли, так что основная часть открытий состоится в предыдущие месяцы.

План «Магнита» – не менее 15 гипермаркетов, не менее 25 супермаркетов «Магнит семейный», 1600–1700 магазинов «у дома» и 1000 магазинов косметики и бытовой химии. «Дикси» планирует открыть в этом году 180 магазинов, в основном во втором полугодии, говорит представитель сети. Доля Х5 в 2017 г. будет максимальной за весь период наблюдений – около 42%, прогнозирует Бурмистров, но во втором полугодии больше будет открывать «Магнит», «Дикси» завершит оптимизацию сети и доля Х5 в приросте снизится.

Половина площадей открывшихся в I квартале в России сетевых магазинов – «Пятерочки»