Потребители отказались от покупок летней одежды из-за снегопадов в мае
Ритейлеры надеются на начавшееся потеплениеМарт разбаловал теплом, и возвращение похолодания в апреле москвичи восприняли как трагедию», – говорил директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд (цитата по «Интерфаксу»). Не сильно потеплело и в мае: День Победы в Москве стал самым холодным за послевоенную историю. Продавцы одежды и обуви оказались среди наиболее пострадавших в результате холодов.
Летние коллекции продавались в апреле – мае 2017 г. хуже, чем год назад, как в Москве и Петербурге, так и в регионах, говорит владелец «Глория джинс» Владимир Мельников. «Продажи в сопоставимых магазинах должны были вырасти на 25% год к году, а выросли лишь на 9%», – приводит он данные. Летняя коллекция появилась в магазинах уже в марте, а теплая погода до сих пор не установилась, отмечает Людмила Семушина из Inventive Retail Group (управляет мультибрендовой сетью спортивной обуви Street Beat, магазинами Nike и др.). Это, конечно, повлияло на трафик в спортивных магазинах группы, отмечает она: например, в майские праздники показатель был ниже запланированного на 6%. В магазинах Finn Flare летняя коллекция появляется примерно к 1 апреля и обычно в мае на нее приходится довольно большая доля продаж, добавила президент ритейлера Ксения Рясова. «В этом году летняя коллекция, конечно, продается, но просто ее доля в выручке гораздо ниже, чем год назад», – отметила Рясова.
«Мы также почувствовали на себе сокращение трафика, что привело к снижению продаж в апреле и мае», – подтверждает вице-президент ГК «Новард» (управляет сетью магазинов «Эконика») Сергей Саркисов. В среднем по рынку покупательский трафик снижался на 19–20%, оценивает Рясова. В выручке, по ее словам, за счет повышения конверсии сокращение показателей не было таким сильным.
Как торговцы противостоят погоде
Глядя на прогноз погоды, Incity решила не прекращать продавать в магазинах часть ассортимента верхней одежды и теплый трикотаж, рассказал Ландышев: эти товары оставлены в магазинах до середины мая. Finn Flare «к счастью» заказала большой ассортимент легких курток, говорит Рясова: за счет этого падение было не таким сильным, как у некоторых других участников рынка. Ритейлеры, которые работают с собственными коллекциями, не имеют возможности оперативно реагировать на погодные аномалии, добавляет Саркисов: «Мы можем только адаптировать то, как товар преподносится покупателю непосредственно в магазине».
Есть надежда на начавшееся потепление, но есть и вероятность, что ситуация со спросом также внесла свой вклад, опасается Рясова. Потребительские настроения, конечно, не улучшаются, признает Саркисов, но, по его мнению, ситуация в этом апреле и мае скорее обусловлена климатическим фактором. В пользу этого говорит то, что если в Москве и Петербурге из-за аномальных холодов продажи и трафик пострадали, то в регионах ситуация обратная, поясняет ритейлер. Так, у «Эконики» за 15 дней мая выручка в Московском регионе в минусе на 10% год к году, в остальных регионах – рост на 13%. Если в регионах трафик год к году почти не изменился (-0,68%), то в Москве – упал на 9%, приводит данные Саркисов: «Но доля Москвы и Петербурга в выручке выше, поэтому это влияние значительно».
Похожую динамику зафиксировал и другой ритейлер, Incity. В целом в магазинах этого бренда влияние погоды в мае было практически «незаметно в силу широкого географического присутствия», рассказал гендиректор «Модного континента» (сети Incity, Deseo) Михаил Ландышев. На поведение московских покупателей влияли как снегопады, так и ограничения движений в городе и праздничные дни, отмечает он: за две недели мая в некоторых магазинах трафик сократился более чем на 20% год к году, хотя по сети в целом посещаемость выросла на 4%. И в мае, и в апреле выручка Incity пока не дотягивает до собственного плана на 4%, признает Ландышев. Если в апреле отставание произошло из-за региональных магазинов в связи со сменой коллекций и окончанием сезонных распродаж, то в мае причина – в московских торговых объектах, пояснил он.
Холодная весна – одна из причин, уверяет Мельников, другая, не менее важная, – снижение покупательной способности населения по всей стране.