Alitalia на грани банкротства

Итальянский перевозчик Alitalia снова в предбанкротном состоянии: он не выдержал конкуренции с лоукостерами, а сотрудники не поддержали план сокращения издержек
Впервые о банкротстве Alitalia объявила еще в 2008 г.
Впервые о банкротстве Alitalia объявила еще в 2008 г. / Alitalia

Национальный итальянский перевозчик Alitalia во вторник, 2 мая, подал заявление о несостоятельности, за это ранее в тот же день единогласно проголосовали акционеры авиакомпании, говорится в заявлении авиакомпании. Согласно итальянским законам правительство страны назначит управляющих, которые определят дальнейшую судьбу авиакомпании: реструктуризация бизнеса с возможной продажей части активов и сокращением сотрудников, продажа всей авиакомпании или ее ликвидация.

Период внешнего управления продлится полгода, в это время авиакомпания будет защищена от претензий кредиторов. Правительство предоставит ей кредит для обеспечения работы в этот период, Financial Times (FT) и Bloomberg сообщают, что он составит 500 млн евро. С антимонопольными органами Евросоюза уже прошли неформальные консультации на эту тему.

Правительство Италии заявило, что не будет национализировать авиаперевозчика, пишет FT.

Alitalia – крупнейшая итальянская авиакомпания, на 49% принадлежит дубайскому перевозчику Etihad Airways (законодательство Евросоюза запрещает нерезиденту иметь контролирующую долю в авиакомпании), другие акционеры – итальянские банки, в том числе UniCredit и Intesa Sanpaolo, в 2016 г. перевезла 22,6 млн человек.

Еще весной акционеры разработали план реструктуризации бизнеса, который подразумевал вливание в перевозчика 2 млрд евро и сокращение 1600 сотрудников (из 12 500), но на прошлой неделе сотрудники проголосовали против плана. «Мы исчерпали все возможности сохранить платежеспособность», – прокомментировала Alitalia на прошлой неделе итоги голосования (цитата по газете The Independent).

Впервые о банкротстве Alitalia объявила еще в 2008 г., 49% тогда принадлежали правительству Италии. Из банкротства она вышла в 2009 г., но продолжала терпеть убытки. Ее спасителем должна была стать Etihad, которая купила в 2014 г. 49% итальянского перевозчика. Etihad занималась мировой экспансией, скупая авиакомпании по всему миру, и планировала вложить 1,76 млрд евро в Alitalia, чтобы сделать ее премиальным перевозчиком, напоминает Bloomberg. Но этой стратегии помешали лоукостеры, прежде всего Ryanair и EasyJet, напоминает агентство. Доля Alitalia на итальянском рынке авиаперевозок сократилась с 23% в 2007 г. до 18% в 2015 г., а лидер национального рынка теперь Ryanair (23% по итогам 2015 г., в 2007 г. было только 12%), приводит агентство расчеты Milan Bicocca University. Согласно им с момента выхода из первого банкротства Alitalia принесла почти 3 млрд евро убытков.

«Очевидно, что бизнесу [Alitalia] для выживания и развития требуется фундаментальная и глубокая реорганизация, без поддержки реструктуризации всеми акционерами мы не готовы инвестировать дальше», – цитирует Bloomberg гендиректора Etihad Джеймса Хогана.

В случае продажи активов в ходе банкротства вырученные средства будут распределяться среди кредиторов компании, говорит партнер King & Spalding Илья Рачков. «Alitalia пройдет финансовое оздоровление и продолжит работать в том или ином виде», – уверен гендиректор Infomost Борис Рыбак. В случае же продажи желающие всегда найдутся, добавляет он: крупная европейская авиакомпания, даже убыточная, привлекательна как имиджевая вещь, упрощенный доступ к Европарламенту и Еврокомиссии. Заинтересоваться активом могут, например, китайские, арабские фонды.

Впервые о банкротстве Alitalia объявила еще в 2008 г.