Россия не намерена снимать запрет на поставки помидоров
Российское зерно Турции нужнее, чем России ее овощиРоссия не собирается открывать рынок томатов для поставок из-за рубежа, в том числе из Турции, заявил министр сельского хозяйства Александр Ткачев телеканалу «Россия 24»: такова позиция правительства. «Для нас это принципиально. Развитие овощеводства в последние годы – это наш престиж, мы вовлекли сотни предпринимателей в этот бизнес, и у нас есть реальная возможность в течение трех – максимум пяти лет полностью закрыть дефицит по овощам», – отметил министр. Представитель курирующего отрасль вице-премьера Аркадия Дворковича не ответил, согласована ли позиция с правительством.
Эмбарго на поставку некоторых продуктов из Турции действует с 1 января 2016 г. Россия постепенно снимала запрет, но для основных – томатов и огурцов – он сохраняется. В 2015 г. Турция поставила в Россию около 340 000 т помидоров на сумму около $260 млн, а также 34 000 т огурцов на сумму около $26,6 млн (данные Туркстата). На Россию в 2015 г. приходилось свыше 60% турецкого экспорта помидоров и более половины экспорта огурцов.
Турецкие экспортеры рассчитывали на открытие российского рынка, прежде всего помидоров, но этого не произошло. С 15 марта по их инициативе российские пшеница, кукуруза, масло и др. могут поставляться после уплаты пошлины импортером. Самая чувствительная категория – подсолнечное масло, говорили «Ведомостям» аналитики: на Турцию приходилось около половины российского экспорта масла. А по зерновым Турция – второй после Египта покупатель и основной потребитель продовольственной пшеницы.
По словам Ткачева, решение Турции ограничить поставки российской пшеницы пошлиной – «это в определенной степени удар в спину, это ощутимый удар». Но Россия будет искать новые рынки.
18 апреля Дворкович встретился с вице-премьером Турции Мехметом Шимшеком и министром экономики Нихатом Зейбекчи. Стороны решили снимать ограничения, сообщала пресс-служба правительства по итогам встречи. Про помидоры не было сказано ни слова. Но Россия все же рассчитывает на снятие запрета на поставки зерна в Турцию, отмечалось в сообщении.
«Минсельхоз не связывает вопросы возвращения российского зерна на турецкий рынок со снятием ограничений на поставки томатов», – был лаконичен представитель Минсельхоза.
РАНХиГС в совместном исследовании с ИЭПП и Всероссийской академией внешней торговли оценила потенциальные потери российского АПК от «помидорной войны» в $1,3–1,5 млрд.
Россия от турецкого запрета теряет больше денег, чем приобретает от освобождения рынка для производства помидоров, уверен гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. В производстве и поставках зерна, масла и др. задействованы сразу несколько отраслей и гораздо большей людей – производителей сельхозпродукции, трейдеров и др. Более того, если запрет продлится, то это будет давить на рынок: вырастут логистические затраты, возможно снижение внутренних и экспортных цен.
Но для Турции этот запрет может быть еще болезненнее: например, если Россия поставляет 15–20% экспортируемой пшеницы в эту страну, то поставки пшеницы в Турцию на 75–80% зависят от России. Турецкое производство муки и рафинированного масла построено на российском сырье, продолжает Рылько. Туркам предстоит найти замену поставщикам сырья для этой продукции.