Global Ports вложит 4,2 млрд рублей в расширение терминала в петербургском порту
Существующие контейнерные мощности загружены менее чем наполовинуАО «Петролеспорт» (входит в Global Ports) планирует расширить комплекс для перевозки контейнерных, паромных и генеральных грузов в порту Санкт-Петербург. Объем инвестиций составит 4,2 млрд руб., 97,2% из них – собственные средства. После расширения мощность контейнерного терминала увеличится на 400 000 TEU. Вчера инвестпроект был одобрен на совете по инвестициям Петербурга. В ближайшее время он пройдет юридическое оформление в статусе стратегического, говорит представитель комитета по инвестициям.
«Петролеспорт» планирует построить два причала общей протяженностью 365 м с тремя контейнерными перегружателями, складской комплекс площадью 235 000 кв. м и объекты инженерной инфраструктуры, сообщил Станислав Медведев, директор по экономике и финансам компании. Общая площадь застройки составляет 25 га, 78% этой территории принадлежит компании или арендовано на долгосрочной основе, остальные 22% – в собственности городской администрации. «Петролеспорт» просит выделить участки целевым назначением и заключить соглашение о застройке.
Проект планируется реализовать до 2024 г. Срок окупаемости – пять лет восемь месяцев, внутренняя норма доходности – 14,87%, следует из презентации проекта.
Мощность контейнерного терминала «Петролеспорта» – 1 млн TEU, он обрабатывает контейнеры всех типов. На «Петролеспорт» в I квартале 2017 г. приходилось 11,6% контейнерного оборота портов Балтийского моря, включая Калининград, а три года назад – 20%, оценили в Infranews. По словам Медведева, помочь загрузке нового терминала сможет переориентация грузовых потоков из Финляндии и стран Балтии в порт Санкт-Петербург.
Спроса на универсальные портовые мощности в ближайшее время не будет: Россия – конечный потребитель, вряд ли потребление радикально вырастет, рассуждает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. По его прогнозу, компания сможет загрузить терминал за счет перераспределения собственных потоков, но проект начнет окупаться не раньше чем через восемь лет.
Существующие контейнерные терминалы в Петербурге загружены меньше чем на 50%, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Проект предполагает длинные сроки реализации, что говорит о том, что срочной необходимости в заявленных мощностях пока нет, замечает он: «Через семь лет, когда терминал будет достроен, рынок, вероятно, будет выглядеть лучше с точки зрения спроса – он уже показывает признаки восстановления, однако и предложение на рынке контейнерных мощностей тоже может вырасти, так как конкуренты, в частности порт Бронка и Контейнерный терминал Санкт-Петербург (КТСП, входит в UCL Holding), тоже имеют планы по расширению». Существующие компании в Петербурге давно могли бы забрать потоки из Финляндии и стран Балтии, но этого не произошло: по-прежнему кому-то удобнее или дешевле пользоваться заграничными терминалами, добавляет Юминов. Переориентировать из портов Финляндии и стран Балтии уже нечего, считает Безбородов.
Профицит контейнерных мощностей на Балтийском море в целом после запуска в 2016 г. первой очереди контейнерного терминала в порту Бронка превысил более 2 млн TEU, отметил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сочетание продолжающегося падения контейнерного оборота АО «Петролеспорт» и наращивания мощностей КТСП делает проект расширения экономически необоснованным, оценил он. После запуска второй очереди терминала в порту Бронка профицит вырастет еще больше и на прогнозном горизонте до 2025 г. уровень конкуренции между контейнерными терминалами на Балтике будет чрезвычайно жестким, а уровень загрузки терминалов не будет превышать 60–65%, прогнозирует Бурмистров.