Катар отменил мораторий на освоение крупнейшего газового месторождения

Эксперты прогнозируют избыток мощностей по производству СПГ
Компания увеличит добычу на месторождении Южный Парс/ Raheb Homavandi / TIMA/ REUTERS

Qatar Petroleum планирует увеличить добычу газа на Северном месторождении (в Иране его называют Южный Парс), работа над проектом начнется в ближайшие месяцы, заявил гендиректор компании Саад Аль-Кааби (его слова приводит пресс-служба компании). Компания увеличит добычу на месторождении на 56,6 млн куб. м в сутки (или на 10%).

Катар ввел мораторий на увеличение добычи на Северном месторождении еще в 2005 г., для того чтобы изучить возможные последствия резкого роста добычи. Добыча на новом проекте, по данным Reuters, должна начаться через 5–7 лет.

Северное считается крупнейшим в мире месторождением газа, занимает 6000 кв. км – примерно половину сухопутной территории Катара, говорится на сайте Qatar Petroleum. Вторая его часть расположена в Иране, который как раз резко наращивает добычу. На прошлой неделе министр нефти Ирана Бижан Зангане пообещал, что добыча на Южном Парсе может превзойти объемы Катара к концу следующей солнечной хиджры (20 марта 2018 г.), сообщает Reuters.

Доля России

10,82 млн т столько сжиженного природного газа произвел в 2015 г. единственный в России СПГ-завод «Сахалин-2»

Катар – крупнейший в мире экспортер сжиженного природного газа (СПГ), в 2015 г. экспортировал 106,4 млрд куб. м СПГ, еще 19,8 млрд куб. м – по газопроводам.

«Момент для роста добычи неблагоприятный из-за переизбытка мощностей: строятся новые заводы по сжижению в США, в этом году запускаются крупные проекты в Австралии, которая тоже претендует на мировое лидерство по экспорту СПГ», – говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Россия станет крупнейшим производителем СПГ, сказал на прошлой неделе президент России Владимир Путин.

Как следствие – низкие цены: СПГ сейчас стоит примерно $180–300 за 1000 куб. м, в 2013 г. цена была $350–650, добавляет Нестеров. Правда, Катар удобно расположен географически относительно рынков сбыта, у него есть инфраструктура, поэтому его проект может выиграть за счет низких затрат, рассуждает он. В 2016 г. мировой спрос на СПГ составил 265 млн т, к 2020 г. ожидается избыток мощностей по сжижению в 150 млн т.

В 2010 г. Катар приглашал «Газпром» поучаствовать в добыче на Северном месторождении. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос, сохраняет ли российская компания интерес к проекту. «У Катара уже есть сложившийся пул партнеров, в том числе ExxonMobil, Shell, Total, появление других крупных участников маловероятно», – говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

«Катар ориентирован на стабильных безрисковых партнеров, поэтому сомневаюсь, что он пригласит «Газпром», который может подпасть под санкции. Для «Газпрома» логичнее сотрудничество с Ираном», – говорит Нестеров. У «Газпрома» к тому же нет лишних денег, он отстает с СПГ-проектами в России, резюмирует он.