Дональд Трамп отпугивает туристов
Американским отелям и авиакомпаниям приходится снижать цены из-за его политикиОтельеры и авиакомпании в США вынуждены снижать цены, готовясь к непростому сезону: иммиграционная политика Дональда Трампа отталкивает туристов из некоторых стран, предупреждает крупнейшая в мире по объемам бронирований туристическая компания Expedia.
По словам генерального директора Expedia Дары Хосроушахи, на туристической отрасли США негативно отражается усиление доллара, но политика Белого дома также является значимым фактором. «Я думаю, США становятся менее привлекательным направлением из-за некоторых осознанных решений, принимаемых нынешней администрацией. Одно из двух: или в США начнется распродажа [авиабилетов и мест в гостиницах], чтобы сохранить объемы, или же объемы упадут. В нашем бизнесе основным индикатором являются цены, и они пошли вниз», – рассказал Хосроушахи Financial Times.
Полную картину изменения цен Expedia обещает опубликовать в апреле вместе с отчетностью за I квартал. Между тем о «ранних признаках» роста «антиамериканских настроений» среди туристов предупредил и Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC).
По прогнозам WTTC, сектор туризма в США, объем которого составляет $1,5 трлн, или 8,1% ВВП страны, в 2017 г. вырастет на 2,3%, то есть на 0,5 процентного пункта меньше, чем в 2016 г.
По данным сервиса ForwardKeys, количество забронированных билетов на авиарейсы в США упало на 6,5% за неделю, последовавшую за первой попыткой Трампа запретить въезд в США гражданам семи преимущественно мусульманских стран. В четверг суд штата Гавайи продлил на неопределенный срок запрет на вступление в силу уже нового, скорректированного указа Трампа. Одним из аргументов штата в суде был потенциальный вред, который указ нанесет туристической отрасли островов.
В феврале три крупнейших авиакомпании США - United, Delta и American Airlines заметили снижение пассажиропотока в среднем на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В ответ они сократили количество мест в продаже на 6%.
«Мысль, которую мы хотим донести до администрации: в наших экономических интересах явить миру открытое и дружелюбное лицо», – говорит Хосроушахи. Его семья переехала в США из Ирана в 1978 г. Хосроушахи резко критиковал иммиграционную политику Трампа, но утверждает, что сейчас его опасения связаны исключительно с бизнесом Expedia. «Когда об этом указе было объявлено, в моей семье была паника. Он очень многих затронул. Была такая неразбериха. Но это личное. Я не хочу смешивать личное и управление компанией», – говорит он.
Несмотря на острую конкуренцию со стороны таких сервисов, как Priceline и TripAdvisor, Expedia демонстрирует быстрый и устойчивый глобальный рост. Выручка компании в 2016 г. увеличилась на $2,1 млрд по сравнению с предыдущим годом и составила $8,78 млрд, прибыль выросла на $200 млн до $700 млн. По словам Хосроушахи, Expedia будет развивать свой сервис поиска отелей и авиабилетов, чтобы предложить клиентам возможность забронировать все составные части путешествия. В прошлом году компания запустила в Великобритании сервис бронирования железнодорожных билетов, который в будущем станет глобальным.
Кроме того, компании приходится адаптироваться к тому, что люди все чаще используют для бронирования смартфоны и принимают решения в последний момент. «Вы приземляетесь, мы сообщаем вам, что ваш багаж ждет в зоне выдачи. И в этот момент мы должны предложить вам: «Хотите вызвать такси Uber до отеля?» Или: «На парковке Hertz сейчас много свободных автомобилей. Хотите арендовать машину со скидкой 20%?» Сейчас мы ведем переговоры со всеми, но увязать все это довольно сложно», – рассказывает Хосроушахи.
Более половины трафика Expedia сейчас приходится на мобильные устройства, и компания экспериментирует с голосовыми сервисами и чат-ботами. «Такие технологии не развиваются линейно. Я думаю, мы начнем с малого, но в перспективе 5-10 лет эти инвестиции будут очень важны для нас. Как по мне, все это чертовски увлекательно», - говорит Хосроушахи.
Перевела Надежда Беличенко