В порту Приморск появится новый терминал стоимостью 77 млрд рублей
Инвестор – совладелец лесного терминала «Фактор» в Усть-Луге Рамис ДебердеевМежведомственная комиссия по размещению производственных сил Ленинградской области согласовала проект развития перегрузочного терминала в порту Приморск, сообщает пресс-служба регионального правительства. Утвержденную концепцию проекта представил инвестор – ООО «Приморский УПК» (на 100% принадлежит Рамису Дебердееву).
Терминал займет 270 га в 1,5 км от порта Приморск, сообщает пресс-служба правительства. Согласно проекту, терминал сможет принимать и отправлять до 15,6 млн т грузов в год, будет рассчитан на перевалку минеральных удобрений, зерна, генеральных, накатных и контейнерных грузов. Естественные глубины в этой локации составляют более 18 м, поэтому предполагается, что терминал сможет принимать крупные суда с максимальным водоизмещением. Планируется, что в 2017–2018 гг. инвестор проведет проектно-изыскательские работы и получит разрешительную документацию, а в 2019 г. начнется строительство терминала. Первую очередь терминала рассчитывают запустить в 2022 г., последнюю, третью, – в 2026 г.
Инвестиции в проект оцениваются в 76,8 млрд руб., окупаемость – 16 лет. Инвестиции в первый этап составят около 50 млрд руб., во второй – 14 млрд руб., в третий – 12 млрд руб., уточнила представитель пресс-службы областного правительства. В июле 2016 г. «Коммерсантъ» со ссылкой на ООО «Приморский УПК» сообщал, что инвестор планирует за свой счет построить железнодорожную ветку от терминала до станции Ермилово длиной 6 км, а общая сумма инвестиций в строительство трех очередей терминала в порту Приморск составит 91,9 млрд руб. Это была предварительная оценка, сообщила представитель правительства Ленобласти, не уточнив, за счет чего подешевел проект. Комментарии представителей ООО «Приморский УПК» в четверг получить не удалось.
«Проект нового комплекса не только соответствует стратегии развития региона до 2030 г., один из принципов которой – логистическое лидерство Ленинградской области, но и предполагает организацию свыше 3000 высокооплачиваемых рабочих мест для жителей Выборгского района», – передал через пресс-службу заместитель председателя правительства Ленобласти по экономике и инвестициям Дмитрий Ялов.
Дебердеев в 2009 г. был заместителем руководителя ТУ Росимущества в Ленобласти. Он также владеет 26% ОАО «Лесной терминал «Фактор» в Усть-Луге (еще 24% терминала владеет Тамара Дебердеева). По данным «СПАРК-Интерфакса», Дебердеев также является гендиректором и единственным владельцем ООО «Татнефтегаз», единственным владельцем ООО «Темпер», гендиректором и совладельцем ООО «СПГ групп» (75%), совладельцем ООО «Приморск – военные сооружения» (25%), ООО «Северо-Западный таможенно-логистический сервис» (33,34%), ООО «Цертус» (90%), УК «Стратегема» (33%), ООО «Лен-сити» (32%).
Препятствием для создания терминала в порту Приморск была необходимость строительства к нему железной дороги, комментирует главный редактор ИАА «Портньюс» Виталий Чернов. «В целом проект имеет перспективы, так как на Северо-Западе есть дефицит глубоководных балкерных терминалов. Выход на 15 млн т грузов в год в среднесрочной перспективе возможен, так как есть потребность грузоотправителей и потенциал для переориентации части грузопотока балкерных грузов из портов сопредельных государств», – оценил Чернов.
Через 10 лет ситуация на рынке может сильно измениться, однако спрос на универсальные мощности вряд ли вырастет, прогнозирует гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Уровень специализации логистики растет, теперь генеральные, пакетированные и другие грузы перевозятся контейнерами, для оставшихся – металлы, лес и др. – уже есть терминалы, говорит эксперт. Стоимость проекта – 5000 руб. за 1 т расчетной мощности – Безбородов оценивает как слишком высокую.
Наиболее логично было бы сокращение инвестиций за счет отказа от мощностей по переработке контейнеров: потенциальная мощность нового терминала в Бронке – до 1,5 млн TEU, а более 50% мощностей действующих контейнерных терминалов на Балтике в 2017 г. не используются, поэтому целесообразность в новых контейнерных мощностях на горизонте до 2030 г. объективно отсутствует, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Перспективы роста для других видов грузов он считает реалистичными с учетом планов расширения экспорта зерновых и рекордных урожаев в России, роста производства калийных удобрений и господдержки экспорта автомобилей. Новый терминал сможет конкурировать с уже существующими мощностями по перевалке универсальных грузов, если установит конкурентные тарифы, прогнозирует аналитик.