«Роснефть» объявила незаконным решение суда ЕС о санкциях

Решение против «Роснефти» важно и для находящихся под санкциями российских госбанков
Суд счел решение о введении санкций полностью законным, отметив, что целью ограничений не было замораживание активов «Роснефти»/ Евгений Разумный/ Ведомости

Санкции, введенные Советом Евросоюза в июле 2014 г., запретили ввоз в Россию технологий и оборудования для работ на арктическом шельфе, запретили работать на шельфе европейским компаниям, а также ограничили компаниям возможность занимать в европейских банках.

«Роснефть» в октябре 2014 г. подала иск о правомерности секторальных санкций ЕС к властям Великобритании. По мнению «Роснефти», Великобритания расширенно трактовала санкции Совета ЕС, что привело к дополнительным неоправданным ограничениям для работы компании на международных рынках. В январе 2015 г. Высокий суд Лондона направил иск «Роснефти» в суд ЕС, так как российская компания оспаривает постановления Евросоюза и у британского суда нет полномочий выносить решение об их правомерности.

Во вторник суд ЕС заявил, что санкции наложены обоснованно и отменить или оспорить их нельзя. Решение по существу должен вынести суд Великобритании, но это технический вопрос, говорит партнер Tertychny Law Иван Тертычный. Суд ЕС – наднациональный судебный орган, его постановления по вопросам толкования права ЕС не подлежат обжалованию.

Суд счел решение о введении санкций полностью законным, отметив, что целью ограничений не было замораживание активов «Роснефти». К тому же санкции не противоречат действующим положениям Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, следует из сообщения суда.

Кто еще судится с ЕС

Кроме «Роснефти» иски к ЕС подали ВЭБ, ВТБ, Сбербанк и «Газпром нефть». Последние два отложили разбирательства по своим искам до вынесения решения по иску «Роснефти» в британском суде. «Газпром нефть» не собирается отзывать свой иск и намерена ожидать результатов его слушания, говорит представитель компании. Представитель Сбербанка не ответил на вопросы «Ведомостей», а представитель ВТБ отказался от комментариев.

Российская компания не согласна, она считает решение суда «незаконным, необоснованным и политизированным», говорится в заявлении «Роснефти» на сайте. Компания настаивает, что «не совершала никаких противоправных действий ни в одной юрисдикции, где она ведет свою деятельность, включая Украину» (из-за вхождения Крыма в состав России Евросоюз накладывал санкции), и не имеет отношения к кризису в стране. По мнению компании, санкции ЕС в первую очередь создают преференции для других игроков на нефтяном рынке, а также ущемляют права акционеров, среди которых Glencore Qatar Investment Authority (QIA) и BP.

Суд ЕС при вынесении решения проигнорировал уже имеющиеся прецеденты, в 2014 г. иранские госбанки, включенные в санкционный список Евросоюза, избежали санкций, обжаловав их введение в суде общей юрисдикции, напоминает представитель «Роснефти». Этот прецедент закрепил в европейском правовом поле принцип, согласно которому санкции должны иметь доказательную базу и четкие формулировки, но в случае с «Роснефтью» их не было, считает представитель нефтяной компании.

У «Роснефти» нет возможности подать апелляцию на решение суда ЕС, сообщил ТАСС партнер юридической компании Herbert Smith Freehills Лоде Ван Ден Хенде (технически такой процедуры не предусмотрено, говорит Тертычный). «Решение суда опасно тем, что открывает возможность для применения санкций на уровне государств к любым, даже частично государственным компаниям», – сказал Ван Ден Хенде.

С «Ведомостями» он разговаривать отказался.

Несмотря на то что шансы невелики, оспаривать решение Совета ЕС все равно надо, считает партнер BMS Law Firm Денис Фролов. Но если судебный процесс политизирован, вряд ли суд будет руководствоваться верховенством права, считает юрист.

«Роснефть»

Нефтегазовая компания
Основные акционеры: «Роснефтегаз» (50% плюс 1 акция), BP Russian Investments Limited (19,75%), QHG Shares Pte. Ltd. (19,5%).
Капитализация – $57,5 млрд.
Выручка (МСФО, 2016 г.) – 4,99 трлн руб.,
Чистая прибыль – 181 млрд руб.

Представители Glencore и QIA не ответили на запросы, представители «Роснефтегаза» и BP отказались от комментариев.

«Роснефть» – не единственная, кто пытается оспорить санкции Евросоюза в местных судах (см. врез).

У Сбербанка и «Газпром нефти» еще есть шансы отстоять в судах ЕС свою позицию, если они смогут «отстраниться» от дела «Роснефти» с точки зрения права, полагает Тертычный. Компаниям в любом случае придется использовать иную стратегию ведения судебного спора, считает Фролов.

Суд ЕС, хотя зачастую ссылается на свои же прошлые решения, не обязан следовать им: он может как основываться на уже имеющихся прецедентах, так и создавать новые, подчеркивает Тертычный. Другой вариант – подача иска от лица акционера или другой структуры, например торговой «дочки» компании, считает он. Представитель «Роснефти» не комментирует, будет ли компания или ее дочерние структуры вновь подавать аналогичные иски в суд.