«ПУЛ транс» намерен увеличить парк локомотивов в Усть-Луге

Они понадобятся, если грузооборот порта удвоится
Все терминалы порта вышли на проектную мощность/ Александр Крупнов/ Интерпресс / PhotoXPress

Маневровый оператор АО «Порт Усть-Луга транспортная компания» («ПУЛ транс») планирует вложить 772 млн руб. собственных и привлеченных средств в обновление парка локомотивов до 2030 г., сообщил гендиректор компании Игорь Евстафьев. В парке компании 16 локомотивов, 11 из них – собственные, 5 – арендованные. По регламенту Таможенного союза их нельзя будет использовать после 2030 г., так как заканчивается срок их эксплуатации, уточнил Евстафьев. В этом году компания планирует закупить один локомотив за 65 млн руб., а после увеличения грузопотока в порту увеличить парк до 24–26 локомотивов, стоимость каждого оценивается примерно в 70 млн руб., говорит Евстафьев. «ПУЛ транс» закупает локомотивы у группы «Синара» и «Трансмашхолдинга».

«ПУЛ транс» принадлежит ОАО «РЖД» (50%), ООО «Трансойл» (25%) и ЗАО УК «РВМ капитал» (25%). Выручка в 2016 г. составила 550 млн руб., 70% пришлось на поступления от локомотивной тяги (рост за год – 9,6%), чистая прибыль – 33 млн руб. Также компания оказывает транспортно-экспедиционные услуги; в 2016 г. «ПУЛ транс» заключил контракт на содержание путей с ОАО «Туапсинский морской торговый порт» за 2,8 млн руб.

В 2016 г. грузооборот порта Усть-Луга вырос на 6% до 93 млн т, из которых по железной дороге доставлено 61,8 млн т (рост – 6%). К 2025 г. он должен увеличиться до 180 млн т, говорит представитель ОАО «Компания «Усть-Луга» (девелопер и управляющая компания порта). По железной дороге транспортируются прежде всего нефтепродукты, сжиженный газ, уголь, минеральные удобрения.

В «ПУЛ трансе» также ожидают роста грузопотока в Усть-Луге до 180 млн т, из которых 100 млн т будут поступать по железной дороге. Однако сроки такого увеличения пока неизвестны, уточнил Евстафьев. «На показатели могут повлиять ограничение добычи нефти и конъюнктура на рынке серы, нефтепродуктов и проч.», – объясняет он.

В порту 12 терминалов, включая нефтебазу Усть-Луга. Практически все терминалы в порту вышли на проектную мощность, увеличение грузооборота возможно благодаря строительству новых, говорит Евстафьев. В ближайшие годы будет построено еще минимум три терминала, ведутся переговоры с инвесторами, сообщила представитель компании «Усть-Луга». В Усть-Луге может появиться зерновой терминал, говорит источник, знакомый с планами компании.

Грузооборот АО «Морской торговый порт Усть-Луга» (терминалы МПК Юг-2 и Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс) в 2016 г. составил 3,5 млн т, из которых 2,8 млн т пришли по железной дороге, говорит Олег Дехтярь, заместитель гендиректора по коммерческой работе компании. К 2020 г. оборот сухих и наливных грузов терминала Юг-2 составит около 5,5 млн т, грузооборот паромного комплекса не превысит 2 млн т в год, пока не будут введены новые паромы (это произойдет не раньше 2020 г.), говорит Дехтярь.

В среднесрочной перспективе рост грузооборота порта Усть-Луга в сегменте нефтеналивных грузов будет связан с переориентацией отгрузок из портов Прибалтики в связи с предоставлением РЖД скидок в размере 50% тарифа, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Это единственный из российских портов на Балтике, который способен принимать танкеры дедвейтом до 160 000 т, добавляет он. По словам Бурмистрова, в 2025 г. грузооборот порта по железной дороге превысит 90 млн т.

Порт вряд ли сможет выйти на грузооборот в 180 млн т к 2025 г.: большинству существующих терминалов развиваться дальше некуда, разве что контейнерным и автомобильным, но бума в этом сегменте ожидать не приходится, к тому же сильна конкуренция, считает главный редактор ИАА «Портньюс» Виталий Чернов. Более реалистичным он считает грузооборот на уровне 120–150 млн т к 2025 г., уточняя, что это возможно при условии переориентации грузопотоков из портов сопредельных государств и при крупных инвестициях в новые терминалы, а также общем росте грузовой базы. По его словам, оборот на железной дороге, возможно, будет расти и за счет перераспределения с автомобильного транспорта, например благодаря запуску контейнерных поездов.