Турция установила заградительные пошлины на российскую сельхозпродукцию, признал Минсельхоз

В министерстве обещали в ближайшее время найти турецкому рынку замену
Турецкие помидоры так подешевели, что их страшно пускать на российский рынок
Турецкие помидоры так подешевели, что их страшно пускать на российский рынок / Андрей Гордеев / Ведомости

Минсельхоз получил информацию, что с 15 марта Турция установила таможенные пошлины: 130% – на ввоз пшеницы и кукурузы, 45% – на ввоз риса, 13,5% – шрота, 9,7% – бобовых. Пошлина на подсолнечное масло – 36%, но не менее $1500 за 1 т, хотя оно стоит $800.

Получить комментарии «Росатома» не удалось.

Для российской пшеницы Турция – второй по важности экспортный рынок, для подсолнечного масла – первый, а для кукурузы – третий. По этим трем категориям пошлина заградительная, говорит Игорь Павенский из «Русагротранса».

Турки решили обидеться из-за помидоров, предполагает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. После ссоры из-за сбитого самолета был запрещен ввоз фруктов и овощей из Турции, после примирения вернулись апельсины и косточковые фрукты, затем брокколи, цветная капуста и другие второстепенные овощи – но не помидоры, на которые приходилась половина импорта. Министр экономики Турции Нихат Зейбекчи оценивал экспорт продукции, находящейся под запретом, в $450 млн.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, вероятно, решил защитить сельхозпроизводителей – в интересах избирательной кампании 2019 г., полагает завсектором Турции Института востоковедения РАН Наталья Ульченко: в Турции традиционно велика доля населения, занятого в сельском хозяйстве. Туркам удалось найти замену российскому рынку (см. врез).

В Турции экономические проблемы: девальвация турецкой лиры, рост безработицы, достигшей среди молодежи 23–24%, напоминает эксперт Института востоковедения РАН Александр Васильев.

Кто заменил Россию

По данным Международного торгового центра ООН, в 2016 г. экспорт помидоров из Турции сократился на 10% и составил 486 028 т. В отсутствие российского рынка турецкие поставки распределились, и теперь крупнейший покупатель помидоров – Ирак: 89 616 т. Белоруссия вторая – она увеличила закупки почти в 8 раз: 86 880 т, третья – Саудовская Аравия: 61 005 т, вдвое больше, чем в 2015 г.

Девальвация и перепроизводство привели к снижению долларовой цены на помидоры в Турции, говорит президент Национального плодоовощного союза Сергей Королев, но не сообщает, какова она.

Россия в короткие сроки сможет оперативно переориентировать поставки российской сельхозпродукции в другие регионы мира, убежден министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Сейчас Минсельхоз совместно с Россельхознадзором работают над увеличением поставок зерна в страны Северной Африки, Ближнего Востока, а также над продвижением отечественного зерна и масложировой продукции на новые перспективные рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе, странах Латинской Америки и Карибского бассейна, Африки, сообщает Минсельхоз.

Анкара и Москва начали бросаться санкциями не от хорошей жизни, убежден руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин: «И Путин, и Эрдоган, будучи отторгнуты Европой, заинтересованы во взаимодействии, и это главный мотив их партнерства. Но обоим лидерам нужно и показать, что такое спешное движение навстречу друг другу – не проявление беспринципности, а реализация глубинных национальных интересов. Этим и продиктована «помидорная война» – отказ Москвы снимать туркам ограничения и желание не навредить своим же производителям и другим источникам поставок, что так активно лоббирует Ткачев». Сельское хозяйство – самый простой инструмент, чтобы сохранить рычаги влияния друг на друга и оставить поле для маневра, продолжает Шумилин, а газопровод «Турецкий поток» и АЭС «Аккую» – проекты стратегические и в отличие от помидоров не тухнут. В Сирии, где Турция и Россия по-прежнему принадлежат к разным лагерям, главная цель сейчас – избегать напряжения. Поэтому помидоры не изменят стратегию в Сирии, заключает он.

Представитель «Газпрома» отказался от комментариев. А человек, знакомый с топ-менеджерами «Газпрома», заверил: «Турецкий поток» – проект другого уровня, нежели запрет на импорт помидоров в Россию или запрет импорта в Турцию пшеницы. Вряд ли стороны настолько войдут в конфронтацию, что решат приостановить проект».

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что мегапроекты «Турецкий поток» и «Аккую» чрезвычайно важны, в чем обе стороны имеют полный консенсус: «Остаются вопросы по некоторым позициям в торговле. Это неизбежно. Какие-то из них со временем будут урегулированы, какие-то останутся надолго».

В подготовке статьи участвовали Нина Ильина, Елена Мухаметшина