Компания, связанная с сыном генпрокурора Игорем Чайкой, получит 75% крупнейшего производителя шпал

Но права контролирующего акционера будут сильно ограничены РЖД
РЖД пока не готова насовсем расстаться с производителем шпал
РЖД пока не готова насовсем расстаться с производителем шпал / Максим Туманов / Для Ведомостей

Совет директоров РЖД решил продать 25% акций крупнейшего производителя железобетонных шпал, «Бетэлтранса», компании «Т-индустрия» за 1,5 млрд руб., говорится в материалах РЖД.

«Т-индустрия» – структура, связанная с сыном генерального прокурора Игорем Чайкой: 70% этой компании, по данным «СПАРК-Интерфакса», принадлежит нидерландской Spoor Structuur Investering B.V. (ее бенефициар неизвестен), а 30% – ООО «Аква солид», где у сына генпрокурора 99%.

«Т-индустрия» уже владеет 50% минус 2 акции «Бетэлтранса» – пакет она купила в 2014 г. за 3 млрд руб. Увеличение пакета «Т-индустрии» Минэкономразвития согласовало с Минтрансом и Росимуществом в августе. А осенью правительство одобрило продажу «по цене не ниже рыночной» и «не ниже номинальной стоимости». 1,5 млрд руб. – это та цена, которую «Т-индустрия» сразу предложила РЖД за пакет. Это привлекательные для РЖД условия: «Бетэлтранс» оценен по мультипликатору 10 EBITDA (в 2014 г. – 9 EBITDA), хотя выручка и чистая прибыль предприятия в 2015–2016 гг. были ниже, чем в 2014 г., говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

РЖД в материалах раскрыла условия акционерного соглашения, которое РЖД заключит с «Т-индустрией». В частности, у каждого из акционеров «Бетэлтранса» есть преимущественное право выкупа пакета партнера. «Т-индустрия» также обязана выкупить у РЖД оставшийся у нее пакет «Бетэлтранса», если у монополии будет такое желание. Это должно произойти в течение года с даты окончания договоров между РЖД и «Бетэлтрансом» на поставку продукции, указано в материалах монополии. В 2012–2013 гг. «Бетэлтранс» выиграл конкурсы РЖД на поставку до 2017 г. продукции на 269 млрд руб. Цена выкупа оставшихся 25% акций предприятия – не менее 1,5 млрд руб.

При этом соглашение значительно ограничивает права «Т-индустрии». Так, компания обязана согласовывать с РЖД варианты голосования по вопросам, касающимся решения о сделках с заинтересованностью между монополией и/или ее аффилированными лицами и «Бетэлтрансом», которые касаются изменения поставок шпал по долгосрочным договорам. Кроме того, контролирующему акционеру придется согласовывать с миноритарием позицию об изменении устава, реорганизации предприятия и изменении уставного капитала. «Т-индустрия» должна сохранить мощность предприятия до 2020 г. на уровне 10,5 млн шпал в год. Передача акций состоится только после того, как «Бетэлтранс» простит РЖД штрафы и пени, начисленные с 2015 г. за неисполнение обязательств по покупке минимального объема продукции. «Сейчас железнодорожные пути обновляются к чемпионату мира по футболу 2018 г. Бюджет на закупку шпал выделен большой, вполне возможно, что столь жесткие условия нужны РЖД для косвенного контроля над компанией по ключевым вопросам», – предполагает партнер BMS Law Firm Денис Фролов.

Деньги вернутся

«Т-индустрия» уже вскоре сможет вернуть вложенные деньги. За 2016 г. и следующие года «Бетэлтранс» должен платить в виде дивидендов не менее 25% чистой прибыли после налогообложения. Чистая прибыль «Бетэлтранса» за 2016 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», – 340,4 млн руб. Выходит, на 75% акций «Т-индустрия» может получить 255,3 млн руб.

ФАС увеличение доли «Т-индустрии» одобрила. По оценке ФАС, «Бетэлтранс» занимает доминирующее положение на рынке железобетонных шпал и железобетонных брусьев для стрелочных переводов. На них «Бетэлтранс», по мнению ведомства, занимает доминирующее положение (с долями более 50%). Поэтому покупка «при определенных условиях может привести к ограничению конкуренции на товарных рынках России». Служба выдала покупателю предписание, но содержание его не раскрыла. Чиновник рассказал, что «Бетэлтранс» должен исполнить все заключенные на дату совершения сделки краткосрочные и долгосрочные контракты, договоры купли-продажи железобетонных шпал и брусьев. Если цена продукции «Бетэлтранса» вырастет более чем на 15% по отношению к средневзвешенной цене за предшествующий год, предприятие должно уведомить об этом ФАС, подтвердив изменение экономическим анализом причин роста.

«Бетэлтранс»

Крупнейший производитель шпал
Акционеры – «Т-индустрия» (50%), РЖД (50%).
Выручка (данные «СПАРК-Интерфакса», 2016 г.) – 16,3 млрд руб.,
Чистая прибыль – 340,4 млн руб.

Представитель РЖД от комментариев отказался. Получить комментарии его коллеги из «Т-индустрии» не удалось.