НМТП устанавливал монопольно высокие тарифы на перевалку грузов, решила ФАС
Компания не согласна и намерена обжаловать это решение в судеНовороссийский морской торговый порт (НМТП, объединяет Приморский торговый порт (ПТП), Новороссийский зерновой терминал, Новороссийский судоремонтный завод, «Новорослесэкспорт», ИПП, Балтийскую стивидорную компанию и СФП) нарушил антимонопольное законодательство, сообщила в среду Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ведомство считает, что стивидор злоупотребил доминирующим положением и установил монопольно высокие цены на перевалку руды, удобрений, контейнеров, черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов в Новороссийском порту.
Служба предписала НМТП перечислить в бюджет доход, полученный от монополистической деятельности. Это порядка 10 млрд руб., знает человек, близкий к одной из сторон антимонопольного дела. Комиссия ФАС пришла к выводу, что у компании отсутствовали основания для роста ставок в 2015 г. В результате прибыль, полученная НМТП в 2015 г., увеличилась в 2 раза по сравнению с 2014 г., а рентабельность выросла с 56 до 300%, указывает ФАС. В 2014 г. убыток компании составил 19,8 млрд руб., в 2015 г. – 5,1 млрд руб.
Дело нефтяников
ФАС трижды штрафовала крупнейшие нефтяные компании, в том числе «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть» и ТНК-ВР, за завышение цен на нефтепродукты. В 2008–2009 гг. суммарно им было начислено 26 млрд руб. штрафов, но благодаря мировым соглашениям выплаты были снижены до 15 млрд руб.
Дело в отношении компании было возбуждено 17 июня 2016 г. после проведения мониторинга цен на услуги по погрузке и выгрузке грузов в морских портах России. Результаты исследования показали, что в подавляющем большинстве случаев тарифы на услуги устанавливаются стивидорами в иностранной валюте и с момента принятия Федеральной службой по тарифам решений об отмене ценового регулирования в 2013–2014 гг. в среднем рублевые цены на услуги стивидоров в российских портах выросли в 2,5 раза, говорится в сообщении ФАС. Служба напоминает, что получила жалобы от «Роснефти» и «Русснефти» относительно роста тарифа. В ноябре ФАС выдала ПТП предписание перевести тарифы на услуги по перевалке нефти в рубли.
НМТП не согласен с решением ФАС и намерен его обжаловать в судебном порядке, сказал представитель порта: «Выводы антимонопольного ведомства по прибыли и рентабельности не соответствуют действительности и официальной отчетности НМТП, что свидетельствует, на наш взгляд, о поверхностном подходе антимонопольного органа к оценке финансовой деятельности компании».
НМТП
Стивидор
Акционеры: совместное предприятие группы «Сумма» и «Транснефти» (50,1%), Росимущество (20%), структуры РЖД (5,3%) и ЗАО «Транснефть-сервис» (10,5%).
Капитализация – 116,9 млрд руб.
Выручка (МСФО, за 9 месяцев 2016 г.) – $649,3 млн,
Прибыль – $488,5 млн.
На рынке портовых услуг есть достаточный профицит перевалочных мощностей, что дает клиентам возможность выбирать маршруты отгрузки товаров, продолжает он. «Наши тарифы находятся на одном уровне с тарифами на аналогичные услуги других операторов морских терминалов, действующих в Азово-Черноморском и иных бассейнах», – заключает представитель стивидора. НМТП мог бы избежать штрафа, если бы перевел тарифы в рубли. Практика нормирования стоимости услуг НМТП в долларах США была установлена приказами ФСТ России в период с 1998 по 2013 г. и ни разу не было случая корректировки регулирующим органом предельно допустимого размера тарифа из-за изменения курса доллара США, напоминает представитель НМТП.
По данным отчетности за девять месяцев 2016 г., денежные средства на балансе НМТП составляли $383 млн, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. 10 млрд руб. – это почти 30% от прогнозной EBITDA стивидора за 2017 г., посчитал он. «Такие расходы не заложены ни в инвестиционных планах компании, ни в ее графике обслуживания долга», – продолжает он. «Штраф приведет к росту долговой нагрузки до 2 против 1,6 за девять месяцев 2016 г.», – указывает Юминов. Впрочем, он считает, что ФАС и НМТП удастся прийти к соглашению и штраф будет снижен, как это было с делами по завышенным ценам на топливо (см. врез).