На 10 крупнейших сетей приходится 75% розничного продуктового оборота в Петербурге – Infoline

Конкуренция за недвижимость и поставщиков усилилась
Вслед за торговлей консолидация ждет и производителей продовольствия
Вслед за торговлей консолидация ждет и производителей продовольствия / Сергей Николаев / Ведомости

По данным ИА Infoline, в 2016 г. на долю федеральных операторов приходилось 67,5% розничного рынка продовольственных товаров Петербурга, на региональные сети – 12,5%, несетевые современные форматы занимали 8,5%, остальное поделили специализированные сети и традиционная торговля. Почти 75% продовольственной розницы занимали 10 крупнейших сетей (X5, «Лента», «O’кей», «Семья», «Дикси», «Полушка», «Магнит», Prisma, «Ашан», Metro), следует из презентации Infoline на вчерашнем заседании правительства Петербурга. За год доля топ-10 ритейлеров выросла на 2–3%, уточнил гендиректор ИА Infoline Иван Федяков.

Оборот розницы в Петербурге за 2016 г., по данным Петростата, упал на 1,5% по сравнению с 2015 г. до 1,2 трлн руб., из них 36% – продовольствие. Доля крупнейших сетей на рынке продовольственных товаров в Петербурге растет уже давно, она превысила 90% еще восемь лет назад, утверждает председатель совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребрынка Алексей Третьяков. Рост доли крупных компаний на продовольственном рынке довольно предсказуем: в рыночной экономике всегда побеждают наиболее эффективные игроки, комментирует председатель президиума АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев. На фоне падения потребительского спроса этот процесс ускоряется, покупатели ищут товары по более низким ценам, которые чаще всего могут предложить именно крупные федеральные сети, продолжает он.

Консолидация играет не в пользу петербургского бизнеса, считает Федяков. По его словам, небольшие ритейлеры и местные сети проигрывают в конкуренции за поставщиков и торговые площади. Укрупнение повышает порог вхождения на рынок для торговых компаний и для производителей продуктов питания, что в среднесрочной перспективе плохо скажется на экономике региона, объясняет Федяков.

«На рынке сложилась нездоровая ситуация: крупные игроки могут диктовать свои условия поставщикам, арендодателям и производителям, которые от этого страдают, и в целом ухудшается качество услуг», – говорит Третьяков. По мнению Ломакина-Румянцева, улучшить условия для менее крупных региональных игроков в перспективе может отмена запрета на закупочные союзы, которая позволит им получить от поставщиков условия, аналогичные условиям для крупных сетей, а также выйти в новые перспективные сегменты, в том числе в онлайн. На продовольственном рынке довольно жесткое антимонопольное регулирование, поэтому на рынке не останется меньше 5–7 игроков, прогнозирует он. Защищать небольших игроков только потому, что они небольшие, на законодательном уровне не очень разумно, надо исходить из интересов потребителей и поддерживать лучших, добавил он.

Федеральные сети, как правило, предлагают выше ставку за аренду помещения, но условия их договоров в части обеспечения разгрузки товара, места для рекламы, вывоза мусора и проч. значительно жестче и не все собственники зданий готовы их выполнять, говорит гендиректор ООО «Торговый дом «Реалъ» Игорь Янковский. Конкуренция за торговые площади усиливается: федеральные сети открывают магазины буквально в 100 м друг от друга, добавляет он, уточняя, что наибольшая конкуренция наблюдается в сегменте стрит-ритейла.

Крупные федеральные сети могут стать источником проблем для владельцев торговых центров, полагает вице-президент АРИН Екатерина Лапина. Нередки случаи, когда такие арендаторы заключают договоры, а через два месяца, порой не успев даже открыться, отправляют арендодателям «письма счастья» с требованием существенно понизить ставку, рассказывает Лапина. По ее словам, были случаи, когда крупные сети выставляли требование снизить ставку в 2 раза, объясняя это низким оборотом, и владельцы помещений шли на это, чтобы комплекс не пустовал. Небольшие арендаторы, как правило, так не поступают, добавила она. Если крупная сеть займет весь первый этаж в небольшом торговом комплексе площадью 5000–20 000 кв. м, придется отказаться от других арендаторов, это может привести к проблемам с заполняемостью объекта, говорит Лапина. В некоторых случаях размещение небольшого продуктового магазина вместо крупного ритейлера может быть правильным выбором и принести больший арендный доход на 1 кв. м, считает она.

В городе 88 гипермаркетов, это рекордно много для России, говорит Федяков. Большинство из них занимают отдельно стоящие здания (см. диаграмму). В Петербурге была уникальная возможность строить гипермаркеты в черте города, на бывших промышленных территориях, сказал Федяков. Срок возврата инвестиций в гипермаркет он оценивает в 7–10 лет, а торговый центр мог окупиться за 4–5 лет.

Вслед за торговлей консолидация ждет и производителей продовольствия