Экспортеры сельхозпродукции рискуют остаться без одного из крупнейших покупателей
Это снизит мировые и внутренние ценыНациональная ассоциация экспортеров сельхозпродукции в письме министру сельского хозяйства Александру Ткачеву просит решить вопрос с запретом, который наложила Турция на импорт российской сельхозпродукции, и принять энергичные меры для его беспрепятственного возобновления. Подлинность письма подтвердил «Ведомостям» президент ассоциации Сергей Балан. Представитель Минсельхоза подтвердил получение пиcьма, но других комментариев не предоставил.
С 15 марта Турция исключила Россию из перечня стран, которые получают разрешение на ввоз пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и растительного масла, сказано в письме, кроме того, лицензии не выдаются и на товар, находящийся в пути, – если груз погружен на судно в российском порту. Фактически Турецкая Республика ввела эмбарго на импорт всей сельскохозяйственной продукции из России, констатирует Балан. Поводом обратиться в министерство стала информация нескольких экспортеров, объяснил Балан.
Это касается как уже заключенных, так и новых контрактов, продолжает Балан. В новом турецком списке нет не только России, но также и США и Австралии, знает топ-менеджер крупного трейдера сельхозпродукции.
Пока официального подтверждения, что такая мера введена, нет, говорит чиновник Минэкономразвития: представители торгпредства России в Турции сегодня выясняли этот вопрос, информация не подтвердилась. Представитель турецкого посольства пообещал предоставить комментарии позже.
Сообщения от импортеров подтверждает директор департамента внешнеэкономической деятельности компании-экспортера «Астон» Николай Герасимов. Для компании и рынка в целом это критично: Турция находится на втором месте по поставкам пшеницы из России. Если в список попадут не только зерновые, но и масло, то ситуация будет еще хуже, сетует он, – более 80% сырого масла «Астона» отправляется в Турцию. Этот рынок вероятнее всего займет Украина – она основной конкурент России на рынке подсолнечного масла и близка к Турции географически. Восстановить партнерские отношения будет трудно, опасается Герасимов. «Астон» в ближайшее время должен был поставить в Турцию 11 000 т пшеницы, 20 000 т шрота и 15 000 т масла, сообщил он.
Похожая ситуация и у другого крупного российского экспортера – его турецкие партнеры сообщили, что Россию исключили из разрешения на импорт, рассказал топ-менеджер компании. Но объяснения импортеры пока не получили, говорит собеседник «Ведомостей»: «Пока мы воспринимаем это как слухи и домыслы и намерены грузить [суда] дальше до получения разъяснений». Если появится официальная информация о запрете, компания будет решать, куда перенаправить поставки, говорит он. В случае если запрет подтвердится, это станет критично для компаний, работающих в портах малой воды, ориентированных на работу с Турцией, говорит он.
Россия в 2016 г. собрала рекордный урожай пшеницы за всю свою историю – 120,7 млн т, по данным Росстата. Но распродать его пока не удается, экспорт с начала сезона идет крайне слабо: в июле – феврале 2016/17 сельскохозяйственного года на экспорт отправлено 24,6 млн т зерновых, или на 3,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого сезона, приводил Минсельхоз оперативные данные Федеральной таможенной службы.
Турция в целом в 2016/17 сельскохозяйственном году из-за засухи должна ввезти из всех стран около 4,8 млн т пшеницы, Россия могла поставить из них 3,5 млн т, т. е. с учетом уже сделанных поставок на март – июнь оставалось 1,5 млн т пшеницы, говорит замдиректора департамента стратегического маркетинга по аграрным рынкам и тарифной политике «Русагротранса» Игорь Павенский, а возможности экспорта кукурузы до конца сезона – 0,8 млн т.
Если запрет подтвердится, Россия вынуждена будет агрессивно продавать это зерно в другие страны – Судан, Тунис и проч., говорит топ-менеджер компании-экспортера. Это будет давить на рынок, снижая мировые и внутренние российские цены.
В подготовке статьи участвовали Александра Прокопенко, Ирина Скрынник и Нина Ильина