«Дикси» работает над внешним видом

Ритейлер начал обновлять магазины после того, как в 2016 году столкнулся с сокращением продаж и убытком
«Дикси» надеется, что новая концепция магазинов поможет нарастить продажи/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Четвертый по обороту ритейлер в России – группа компаний «Дикси» – проводит тестовую реконцепцию ряда магазинов, рассказал «Ведомостям» представитель ритейлера. По его словам, она уже идет примерно в 20 магазинах, всего в пилотном проекте в течение года будут участвовать несколько десятков магазинов во всех регионах присутствия «Дикси». Сейчас у группы более 2800 магазинов в четырех федеральных округах – Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Уральском, а также магазины в Калининградской области.

В пилотных магазинах изменилась схема расположения товаров, акцент будет сделан на свежие товары в «магазинах у дома»: овощи и фрукты, хлеб и товары собственного производства, а также алкоголь, уточнил представитель ГК «Дикси». По его словам, это «ключевые для компании категории, которые составляют основное наполнение потребительской корзины аудитории «Дикси». Компания надеется, что новая концепция положительно отразится на трафике, а также количестве товарных наименований в корзине и среднем чеке.

О намерении обновить вид магазинов менеджмент «Дикси» заявил в ноябре 2016 г. на презентации стратегии. Ее представлял тогдашний президент группы Педро Перейра да Силва. Ассортимент «магазинов у дома» будет существенно сокращен, следовало из презентации: с нынешних 4750 видов товаров примерно до 3400 в обновленном варианте магазина.

«Дикси» по-прежнему намерена «сосредоточиться на наиболее популярном постоянном ассортименте», отмечает представитель сети: в ассортименте «магазинов у дома» останется около 3000 видов товаров, а временный ассортимент для промоакций – около 300 товаров в месяц.

Режим экономии

180 магазинов планирует открыть «Дикси» в 2017 г. и закрыть значительное число убыточных объектов, рассказал директор по работе с инвесторами «Дикси» Денис Давыдов на телеконференции с инвесторами. В 2016 г. капзатраты «Дикси» составили 9,5 млрд руб. (-30,5% год к году), в 2017 г. они еще снизятся, сказал Давыдов, не уточнив цифру

Ранее обновление вида и ассортимента «магазинов у дома» провела X5 Retail Group: запущенная в конце 2013 г. программа обновления «Пятерочек» помогла группе восстановить покупательский поток и рост выручки. В середине 2016 г. на улучшение вида «магазинов у дома» решился и лидер рынка, «Магнит».

Помимо реконцепции «магазинов у дома» «Дикси» намерена существенно нарастить продажи товаров под собственными торговыми марками (СТМ) – до 25% по итогам 2017 г. с 15,5% в прошлом году, рассказал представитель ГК «Дикси». По его словам, это коснется всех основных товаров – от свежих до непродовольственных. Об этом компания уже заявляла осенью прошлого года, а также в 2014 г.

В середине января «Дикси» отчиталась о слабых результатах выручки IV квартала и декабря 2016 г.: оборот основного подразделения группы, одноименных «магазинов у дома», за последний месяц 2016 г. упал на 2,4% год к году – до 21,7 млрд руб., вызвав сокращение продаж всей группы на 0,6% до 27,8 млрд руб. Это стало первым падением выручки в абсолютном выражении среди публичных российских ритейлеров.

А в конце января да Силва покинул «Дикси», также из компании ушли операционный директор Жулио Маркес Дуарте и коммерческий директор Хуан Жиральт Сильва. Их должности были упразднены, а главным исполнительным органом группы осталось правление во главе с Беляковым, выходцем из группы «Меркурий» Игоря Кесаева, крупнейшего акционера ритейлера.

В четверг 16 марта ГК «Дикси» представила финансовые результаты 2016 г. по МСФО: компания получила чистый убыток 2,79 млрд руб. против прибыли 588 млн руб. годом ранее. Прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов и амортизации (EBITDA) упала до 9,6 млрд руб. с 13,47 млрд руб. в 2015 г., рентабельность по этому показателю сократилась до 3,1% с 4,9%.

Начало 2017 г. оказалось сложным для отрасли, отмечают аналитики «ВТБ капитала»: «Мы не ждем ускорения роста «Дикси» в I квартале 2017 г.». По оценке аналитика JPMorgan Елены Журоновой, в 2017–2018 гг. выручка ритейлера может вырасти на 6–8% на фоне низкой продовольственной инфляции и слабого потребления.

В феврале 2017 г. к февралю 2016 г. потребительские цены выросли на 4,6%, в том числе на продовольственные товары – на 3,7%. Прирост цен на продовольственные товары рекордно низкий за последние четыре года, отмечают авторы «Мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения» Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.