Продажи безалкогольного пива за 2016 год существенно выросли
Этому способствовало уточнение законодательства и изменившиеся предпочтения потребителейПродажи безалкогольного пива выросли на 12% до 7,2 млн дал в 2016 г., хотя годом ранее они стагнировали, ссылается на данные Nielsen пивоваренная компания «Балтика» (входит в Garlsberg Group). Доля безалкогольного пива в общих продажах пива за прошлый год выросла на 0,15 процентного пункта до 1,22%, согласно Nielsen. Выросло и производство безалкогольного пива, свидетельствует статистика Росстата: на 8% до 7,8 млн дал.
Об увеличении продаж говорят и сами производители. Если с 2012 по 2015 г. продажи безалкогольного пива у «Балтики» снижались из года в год, то в 2016 г. они впервые за последние годы показали рост на двузначную величину, говорит представитель компании, по собственной оценке занимающей 60% этого рынка. 14 марта 2017 г. компания даже ввела в строй новую линию по производству безалкогольного пива на заводе в Самаре, добавляет он. У Heineken продажи безалкогольной продукции выросли на 25%, сообщил ее представитель (динамику за 2015 г. он не раскрыл). Нарастила продажи и компания Efes Rus: за последние пять лет продажи безалкогольного пива у нее выросли более чем в 3 раза, говорит представитель Efes Rus Павел Филиппов.
Рост связан с уточнением законодательства в отношении рекламы пива, поясняет директор по работе с глобальными компаниями «Nielsen Россия» Марина Лапенкова. Ранее реклама безалкогольного пива подчинялась общим правилам рекламы, но возникали вопросы о том, что пивовары используют безалкогольные бренды в качестве зонтичных для продвижения алкогольного пива, напоминает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании Ораз Дурдыев. В результате Союз пивоваров разработал специальную пиктограмму, информирующую потребителя, что рекламируемый товар – безалкогольный, и согласовал ее с экспертным советом ФАС. Кроме того, в 2016 г. вступил в силу Кодекс коммерческих коммуникаций о безалкогольной продукции на основе пива Союза пивоваров, в котором прописаны правила использования пиктограммы и ряд других добровольных ограничений при рекламе безалкогольного пива. В результате производители в прошлом году активно рекламировали безалкогольные сорта пива, расширяли ассортимент, говорит представитель «Балтики».
«Сан инбев» в преддверии Кубка конфедерации – 2017 и ЧМ-2018 выстроила маркетинговую стратегию на базе безалкогольного пива BUD Alcohol Free, хотя могла рекламировать и алкогольный бренд, указывает Дурдыев. «Сан инбев» стремится продвигать именно безалкогольный бренд, добавляет он: на глобальном уровне у компании есть обязательство к 2025 г. довести долю безалкогольных и слабоалкогольных сортов до 20% от общего портфеля.
Кроме того, по словам представителя «Балтики», усилился тренд на здоровый образ жизни. Основная причина роста популярности безалкогольного пива – изменение предпочтений потребителей, соглашается представитель Heineken.
В целом производство пива в России снижается с 2012 г. Пивовары связывают это с усилением госрегулирования, в частности с ростом акциза на алкогольное пиво. В 2016 г. производство пива незначительно сократилось – на 0,4%.
В любом случае сегмент безалкогольного пива мизерный, на него приходится 1% от всей пивной продукции, напоминает гендиректор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Представитель «Балтики» видит перспективы для роста, приводя в пример другие страны: так, в Германии на него приходится 5%, в Испании – 15%. Дробиз уверен: ничего подобного в России не произойдет. «Для российского человека безалкогольное пиво – это нонсенс», – говорит эксперт.