«Трансаэро» требует признать банкротом туроператора «Натали турс»

Обанкротившаяся компания не может взыскать с бывшего контрагента $5,8 млн
«Натали турс» – один из крупнейших российских туроператоров, работает с 2012 г.
«Натали турс» – один из крупнейших российских туроператоров, работает с 2012 г. / Сергей Савостьянов / ИТАР-ТАСС

Арбитражный суд Москвы зарегистрировал заявление «Трансаэро» о банкротстве ООО «Натали турс» 9 марта, сказано на сайте суда. Туроператор затягивал судебный процесс по взысканию долга, совершал действия, направленные на вывод активов, это заставляет делать вывод о его нежелании выполнять свои обязательства, говорит представитель «Трансаэро».

«Натали турс» – один из крупнейших российских туроператоров, работает с 1992 г. Компания принадлежит супругам Владимиру и Наталье Воробьевым, последняя работает также гендиректором. В 2014 г. «Натали турс» обслужила 750 000 туристов, оборот составил $850 млн, более поздние данные компания не раскрывала.

«Натали турс» продавала билеты «Трансаэро» по агентскому соглашению, но не перечислила $7,5 млн за продажи в декабре 2014 г. и январе 2015 г., а 3 ноября 2015 г. перестала погашать этот долг. Сама «Трансаэро» прекратила полеты неделей ранее, ее владельцы Ольга и Александр Плешаковы к этому времени уже два месяца не управляли компанией, в декабре 2015 г. в перевозчике было введено наблюдение. Решение о взыскании остатка долга – $5,8 млн вместе с пенями «Трансаэро» получила в ноябре 2016 г., а 3 марта 2017 г. оно вступило в законную силу.

«В интересах кредиторов и работников авиакомпании мы активно взыскиваем дебиторскую задолженность, в том числе с привлечением судебных органов. На данный момент мы погасили около 4 млрд руб. долгов по зарплатам, выходным пособиям и компенсациям за неиспользованный отпуск», – передал «Ведомостям» через представителя гендиректор «Трансаэро» Александр Бурдин.

Росавиация отбилась

Крупнейшим дебитором «Трансаэро» была Росавиация. Банкротящаяся авиакомпания пыталась взыскать с регулятора около 700 млн руб. невыплаченных субсидий за перевозки пассажиров в 2015 г., но проиграла во всех инстанциях.

Правда, «Натали турс» продала исключительные права на приносящие ей доход товарные знаки, говорит представитель «Трансаэро». А у сервисных компаний интеллектуальная собственность, IT-система и портфель контрактов – практически единственные активы. Оспорить такие сделки можно только в процедуре банкротства, добавляет он.

По данным Росреестра, «Натали турс» владела правами на это название, у нее почти 60 лицензионных соглашений с другими юрлицами, дающих им права продавать туристические услуги под этим брендом. В августе 2016 г. права на бренд проданы ООО «Агентство путешествий «Натали турс» (тоже принадлежит Воробьевым).

До 2015 г. «Натали турс» была крупнейшей компанией в туристическом холдинге Воробьевых, всего им принадлежит свыше десятка юрлиц. Но теперь туристические услуги продает не эта компания, а ООО «Панорама тур», говорится в образце договора на сайте туроператора. «Панорамой» владеет и возглавляет Сергей Азаров, также являющийся гендиректором одной из компаний Воробьевых (ООО «Турикс»), гласят данные ЕГРЮЛ.

Представитель «Натали турс» и сама Наталья Воробьева от комментариев отказались.

«В ходе дела о банкротстве конкурсный управляющий может оспорить сделки должника, например, по покупке или продаже активов, совершенные за три года до введения наблюдения, если они нарушают права кредиторов», – говорит партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко. Если будет доказано, что к банкротству привели действия владельцев должника, то они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, добавляет партнер адвокатского бюро «А2» Михаил Александров

«Когда-то «Натали турс» была одним из крупнейших туроператоров на российском рынке, но эти времена закончились лет пять назад в связи с усилением турецких операторов и «Библиоглобуса». Сейчас это хорошая средняя компания, хотя ее бренд остается одним из самых известных», – говорит гендиректор туроператора «Свой ТС» Сергей Войтович.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)