Ритейлер «Дикси» начал сам импортировать вина

Это позволит компании больше зарабатывать и предложить более выгодную цену на полке
Крупный продовольственный ритейлер «Дикси» начал сам импортировать вино/ М. Стулов/ Ведомости

«Дикси» начала прямой импорт вина, без посредников, рассказал «Ведомостям» представитель сети. По его словам, это позволяет снизить себестоимость продукции в среднем на 15%. Первую партию из пяти наименований вин Испании и Франции ритейлер закупил в марте, добавил собеседник «Ведомостей». Некоторые другие продукты «Дикси» уже импортирует самостоятельно: так, около половины овощей и фруктов сеть поставляет напрямую.

До конца 2017 г. «Дикси» планирует нарастить долю прямых поставок алкоголя до 20%, сообщил представитель компании. Пока это будет только вино – это самый популярный вид алкоголя, добавил он, причем большая часть ввозимой продукции будет продаваться под собственными торговыми марками ритейлера.

В последние несколько лет сети активно переходят на прямые поставки алкоголя, напоминает гендиректор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Тенденция усиливается с каждым годом, отмечает он. С ним соглашается президент «Ладога дистрибьюшен» Вениамин Грабар. Он знает, что представители сетей все чаще посещают отраслевые выставки, ведут переговоры напрямую с производителями и иногда они получают более выгодные условия, чем предлагает им российский поставщик.

Развивая прямой импорт, сети прежде всего стремятся повысить собственную рентабельность, а также снизить цену продукции на полке, считает Дробиз. Это позволяет ритейлерам зарабатывать вдвое больше, чем при работе с посредниками, поясняет он. Оптимизация затрат и увеличение собственной маржи – одна из причин, считает Грабар: другая причина – желание иметь у себя на полке эксклюзивное предложение, отличное от конкурентов.

Импорт сокращается

30% на столько сократился импорт вина за время кризиса – в 2016 г. по сравнению с 2014 г. – до 175 млн л, свидетельствуют данные ФТС

Представители крупнейших в стране продовольственных ритейлеров – X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магнит» – на запросы не ответили. Как следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС), «Магнит» активно развивает собственный импорт алкоголя: его структура «Ритейл импорт» в 2016 г. заняла четвертое место среди крупнейших импортеров вин, увеличив долю в общем импорте в России с 2 до 3,6%. С таким показателем компания стала лидером среди ритейлеров.

Напрямую алкоголь импортирует и «Лента», правда, она пользуется услугами технических компаний-импортеров, которых выбирает по тендеру. В ассортименте «Ленты», по собственным данным, вина среднего и низкого ценового сегмента. За 2016 г. количество импортированного напрямую алкоголя выросло, отметил представитель компании, не уточнив насколько, а также почему сети интересен этот бизнес.

Французский ритейлер «Ашан», наоборот, работает только через посредников, рассказал его представитель. У такой схемы, по его словам, есть плюсы: это сокращает запасы в сравнении с прямым импортом, а также избавляет от необходимости большого склада и административного сопровождения поставок (оформление лицензии, уплата акциза и проч.).

Конкуренция со стороны продовольственных сетей усиливается, а маржа импортеров, соответственно, снижается, констатирует совладелец производителя и дистрибутора вина «Легенда Крыма» Михаил Штырлин. Если до девальвации рубля наценка импортеров достигала 100% стоимости продукции, то теперь она снизилась в среднем до 30–50%, делится он расчетами. По его словам, это связано с усилением конкуренции, развитием прямого импорта сетей и девальвацией рубля.

Впрочем, как правило, сети покупают недорогие вина для продажи под собственной маркой, оговаривается Штырлин: производители продукции с сильным брендом, как правило, не соглашаются работать с ритейлом напрямую.