Фармдистрибутор «СИА интернейшнл» делает ставку на развитие в регионах

Там ниже конкуренция, объясняет компания
Задача СИА – вернуться в тройку крупнейших дистрибуторов, напоминает Пивень/ А. Гордеев/ Ведомости

«СИА интернейшнл» фокусируется на развитии в регионах, рассказал в интервью «Ведомостям» гендиректор компании Сергей Пивень (см. стр. 08). Там, по его словам, у СИА есть преимущество, ведь в Москве компания конкурирует не только с дистрибуторами, но и с аптечными сетями, у которых есть свои склады.

У СИА, созданной в 1993 г. Игорем Рудинским, непростая судьба: некогда крупнейший российский дистрибутор лекарств в 2013 г. из-за болезни основателя и руководителя стал резко терять позиции. Год спустя, после смерти Рудинского, компания и вовсе оказался в предбанкротном состоянии – она задолжала банкам 7,2 млрд руб., один кредит был просрочен, рассказывает Пивень. По итогам 2015 г. СИА занимала в рейтинге DSM Group 5-е место и оказалась единственной из топ-10, продажи которых сократились – на 15% год к году. Большинство решений в компании принимал лично Рудинский, без него она оказалась неуправляемой, рассуждает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.

Два года назад у СИА появился новый акционер – президент инвестподразделения «Альфа-групп», компании А1, Александр Винокуров. Сначала он приобрел у семьи Рудинского 50% фармдистрибутора, а в феврале 2017 г. стал его единственным владельцем.

В отличие от регионов потребности столичного рынка удовлетворены, солидарен представитель холдинга БСС, объединяющего одноименного дистрибутора лекарств и аптечную сеть «Алоэ». Холдинг, по его словам, также делает акцент на развитии в регионах. Это правильная стратегия – за пределами Москвы и Московской области конкуренция ниже, соглашается совладелец и гендиректор дистрибутора «Катрен» Леонид Конобеев.

Региональный рынок не легче столичного, считает Шуляк, там тоже есть сети с собственной логистикой, например «Имплозия», а кроме федеральных дистрибуторов работают региональные компании, в частности тульский «Здравсервис». Такой инфраструктуры, как у национальных дистрибуторов, нет ни у кого, парирует Пивень: «Чтобы ее построить, надо несколько лет и сотни миллионов долларов. Вряд ли кто-то быстро сможет это сделать, поэтому надо пользоваться ситуацией».

Задача СИА – вернуться в тройку крупнейших дистрибуторов, напоминает Пивень. Удастся ли компании этого добиться, зависит от реализации ее стратегии, считает Шуляк. Так, дистрибутору «Пульс» удалось существенно улучшить позиции благодаря работе с розницей – хотя еще пять лет назад никто не думал, что он войдет в тройку лидеров, приводит пример эксперт. Группа «Пульс» в 2008 г. изменила стратегию: сначала она продавала лекарства региональным дистрибуторам, но те проигрывали конкурентную борьбу филиалам национальных компаний, рассказывал «Ведомостям» председатель совета директоров группы «Пульс» Эдуард Нетылько. Затем компания стала развивать собственную филиальную сеть и работать напрямую с розницей, что привело к существенному росту товарооборота, позволило сократить операционные расходы и предложить клиентам низкие цены, указывал Нетылько.

Представители «Аптечной сети 36,6» и «Протека» отказались от комментариев.