Дорога до Эльги может перейти в концессию
РЖД, «Мечел» и Газпромбанк обсуждают такую возможность«Мечел», РЖД и Газпромбанк могут взять дорогу до Эльгинского месторождения угля в концессию. Об этом рассказал президент РЖД Олег Белозеров (его слова передал «Интерфакс»). «Чтобы проект заработал, должны не только хорошо работать железные дороги, но и порт, и сама добыча с обогащением. Все это нужно увязать в один проект. Мы считаем, концессионное соглашение могло бы быть наиболее удобным вариантом», – сказал Белозеров. По его словам, монополия взяла около месяца на доработку этой модели.
«В рамках концессионного соглашения можно будет прописать долгосрочность железнодорожного тарифа: он сейчас меняется, а так можно было бы в каком-то виде его зафиксировать на более долгий промежуток времени. Плюс обязательства по нескольким активам прописать в одном документе – это очень важно», – подчеркнул Белозеров, добавив, что партнеры попросили РЖД принять участие в аффилированных компаниях «на величину 40%». По каким активам нужно прописать обязательства и какие именно, Белозеров не уточнил. Представитель РЖД от дополнительных комментариев отказался.
Для передачи дороги в концессию может быть создана специальная компания, где РЖД и получит 40%, говорят два источника, близких к разным участникам переговоров. Возможно привлечение и других участников, добавляет один из них. Каким может быть концессионный платеж и тариф, собеседники не говорят. Но передача в концессию частной железной дороги невозможна по закону, указывает Юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Концедентом не может выступать частная компания, продолжает она. Чтобы железную дорогу до Эльги передать инвесторам, она должна быть переведена в государственную собственность, объясняет юрист. Как будет структурирована передача дороги, собеседники «Ведомостей» не говорят. Источник, близкий к другому участнику переговоров, подчеркивает, что концессия не единственный вариант, до сих пор обсуждается и продажа дороги пулу инвесторов примерно за 60–70 млрд руб.
«Мечел» справился
«Мечел» сумел реструктурировать большую часть долга (осталось лишь подписать соглашение о реструктуризации предэкспортного кредита на $1 млрд). Чистый долг «Мечела» (без учета штрафов и пеней по просроченной задолженности) на 30 сентября был 479,1 млрд руб. ($7,6 млрд).
«Мечел» заинтересован в реализации сделки, которая позволила бы компенсировать компании ранее понесенные затраты на строительство железной дороги Улак – Эльга, а также обеспечила бы последующее финансирование увеличения ее пропускной способности, сказал лишь представитель «Мечела». Полученные от продажи железной дороги средства компания планирует направить на снижение долговой нагрузки и последующее финансирование развития эльгинского проекта, добавил он.
Дорога Улак – Эльга длиной 321 км была построена «Мечелом», чтобы связать гигантское Эльгинское месторождения угля в Якутии с БАМом. В 2014 г., когда у «Мечела» возникли проблемы с обслуживанием более чем $8 млрд долга, началось обсуждение возможности продать дорогу РЖД. В апреле 2016 г. Газпромбанк купил у «Мечела» по 49% в «Эльгаугле» (владеет лицензией на месторождение), «Эльгадороге» и «Мечел-транс Восток» за 34,3 млрд руб.
Но обсуждение способа передать дорогу РЖД на этом не закончилось. «Понимаем, что проект может быть интересен, но отягощен высокой стоимостью построенной дороги, по нашему мнению. Действительно, ее нужно достраивать и осовременивать, новые технологии туда дополнительно привносить, чтобы увеличить объем перевозки», – рассказал Белозеров.
Инвестиции «Мечела» в приобретение и достройку объектов железнодорожной инфраструктуры ветки Улак – Эльга протяженностью 321 км и провозной способностью 3,5 млн т в год составили более 86 млрд руб., оценивал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Реализация проекта развития инфраструктуры, предусматривающего в том числе организацию 14 разъездов и четырех станций, позволит увеличить провозную способность до 13,4 млн т в год и потребует, по оценкам «Росжелдорпроекта» и ИЭРТ, около 36,4 млрд руб. инвестиций без НДС, говорит эксперт. Учитывая, что дополнительных инвестиций со стороны РЖД в развитие БАМа в связи с увеличением провозной способности ветки Улак – Эльга не потребуется, инфраструктура по концессионному соглашению с учетом расширения окупится чуть более чем за 15 лет, подсчитал Бурмистров.