Фармацевтические компании в США сдерживают рост цен на лекарства
Однако критика, в том числе со стороны Дональда Трампа, не сильно мешает их общему удорожаниюВсе чаще подвергаясь критике за высокие цены на лекарства, фармацевтические компании в этом году ограничили их рост. В январе производители препаратов, продаваемых по рецепту, обычно повышают рекомендованные цены на свою продукцию. Однако в январе 2017 г. фармкомпании повысили цены на меньшее количество наименований, чем годом ранее, показало исследование инвестиционной компании Raymond James & Associates.
Кроме того, на 10% и более цены выросли лишь в 5,5% случаев, тогда как в 2016 и 2015 гг. - в 15 и 20% случаев соответственно. Однако медианный рост мало изменился по сравнению с прошлым годом и составил 8,9%, что значительно выше уровня инфляции (около 2%).
Не все компании сдерживают рост цен на лекарства. Совсем недавно Marathon Pharmaceuticals объявила, что стоимость годового курса лечения от мышечной дистрофии будет начинаться от $89 000. До того как Marathon получила разрешение на продажу соответствующего препарата на территории США, американцы могли покупать его в других странах по $1600 за годовой курс. Шквал критики заставил Marathon отложить вывод препарата на рынок.
Спустя всего полгода после скандала вокруг средства от аллергии EpiPen (компания Mylan продавала его по $609 за упаковку из двух ампул) компания Kaleo решила продавать препарат-конкурент Auvi-Q за $4500. В Kaleo утверждают, что нашли способ сделать так, чтобы этот препарат доставался бесплатно большинству пациентов, но не страховым компаниям. Mylan же начала продавать дженерик своего средства за $300.
При этом даже если цена на какое-либо лекарство выросла не более чем на 10%, общие расходы на его приобретение могут возрасти на сотни миллионов долларов. Например, AbbVie в прошлом году заработала в США на продажах препарата от артрита и псориаза Humira $10,4 млрд. Повышение его стоимости на 8,4% означает, что дополнительные расходы на его приобретение в США составят $850 млн, если он будет использоваться так же широко, объясняет аналитик Raymond James Эллиот Уилбур.
В AbbVie заявили, что расчеты Raymond James не учитывают скидки, которые могут получить посредники. Однако конечным потребителям (страховым компаниям и некоторым пациентам), возможно, придется в некоторых случаях платить полную цену или близкую к ней.
Генеральный директор Allergan Брент Саундерс заявил, что его компания получит только 2-3 процентных пункта (на уровне инфляции) из среднего повышения цен на ее продукцию в январе, составившего 7,4%.
По словам аналитиков, компании сдерживают повышение цен, опасаясь вызвать раздражение в обществе. Производители придерживаются тех показателей, которые, по их мнению, выдержит рынок: близкие к 10%, но однозначные темпы роста, говорит Уилбур.
Кроме того, фармкомпании надеются, что им разрешат напрямую согласовывать цены с ведомством, ответственным за закупку лекарств для государственных страховых программ. О том, что такую идею поддерживает президент США Дональд Трамп, ранее говорил пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер. При этом на встрече с топ-менеджерами фармкомпаний в январе Трамп назвал цены на лекарства «астрономическими» и пообещал принять меры для их снижения.
В целом, по подсчетам Raymond James, производители в США в январе 2017 г. подняли цены на 2353 рецептурных препарата — примерно на четверть меньше, чем годом ранее. В фармацевтической отрасли «гонка цен заменила инновации», говорил в одном из интервью генеральный директор Regeneron Pharmaceuticals Леонард Шлейфер. «Если мы продолжим это сумасшествие, правительство будет вынуждено вмешаться», - предупреждал он.
Перевела Надежда Беличенко