CNPC может купить у «Газпрома» дальневосточный газ
Компании начали коммерческие переговоры о поставках трубопроводного газа в Китай с Дальнего Востока«Газпром» и CNPC перешли к коммерческим переговорам о поставках трубопроводного газа с Дальнего Востока. В среду этот маршрут обсудили председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и председатель совета директоров CNPC Ван Илинь, сообщила российская компания. Проект поставок газа по газопроводу с Дальнего Востока – дополнение и расширение восточного маршрута «Силы Сибири». Китайцы предлагали «Газпрому» поставлять сахалинский газ по трубе еще в 2014 г., но тогда «Газпром» хотел сначала договориться о поставках газа по западному маршруту, через Алтай.
«Газпром» и CNPC договорились о поставках 38 млрд куб. м газа в год в течение 30 лет по газопроводу «Сила Сибири». В перспективе «Сила Сибири» может быть соединена с существующей системой Сахалин – Хабаровск – Владивосток в районе Хабаровска.
Если это произойдет, ресурсная база шельфа Сахалина будет переориентирована с проектов по производству сжиженного газа (СПГ) на трубопроводные поставки в Китай, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. На Сахалине работает единственный в России СПГ-завод «Сахалин-2» (оператор – Sakhalin Energy, у «Газпрома» 50% плюс 1 акция, у Shell – 27,5% минус 1 акция, у Mitsui – 12,5%, у Mitsubishi – 10%). В «Газпроме» думают о строительстве третьей технологической линии завода. Расширение мощностей «Сахалина-2» может проиграть трубе, допускает Гривач. По проекту мощность газопровода – 30 млрд куб. м в год с возможностью расширения до 50 млрд куб. м, отмечает он. Строительство трубы, конечно, дешевле расширения завода, говорит Гривач, но труба ограничит круг покупателей.
Стороны также обсудили возможное участие «дочки» CNPC – China Petroleum Engineering & Construction Corporation – в строительстве Амурского ГПЗ (мощность – 42 млрд куб. м газа в год). Компания может получить EPC-контракт (включает инжиниринг, поставки и строительство). Это лишь небольшая часть контракта, с учетом того, что Китай – основной получатель газа проекта, участие компании выглядит логично, полагает Гривач. Китай может получить оплату газом или продукцией ГПЗ, предполагает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Похожая схема уже использовалась в нефтяных сделках России и Китая, напоминает он. В перспективе Китай может предложить участие в разработке шельфовых месторождений, считает Гривач.