«Газпром нефть» разработает проект добычи иранской нефти

Российская компания в течение полугода представит проект добычи на месторождении Шангуле
Три компании, среди которых «Газпром нефть», в течение шести месяцев разработают проект добычи нефти на иранских месторождениях
Три компании, среди которых «Газпром нефть», в течение шести месяцев разработают проект добычи нефти на иранских месторождениях / Ebrahim Bagherloo / NIOC

«Газпром нефть» подписала соглашение о неразглашении с Иранской национальной нефтяной компанией (NIOC), заявил во вторник менеджер по проектному развитию иранского месторождения Шангуле – Али Аббаси Лорки, передает местное агентство MNA. По словам Лорки, аналогичные соглашения подписали норвежская DNO и таиландская PTTEP, у компаний будет шесть месяцев, чтобы представить предложения по развитию месторождения.

Месторождение будет разрабатываться в два этапа. За первые три года будут пробурены шесть скважин с дневной добычей 15 000 барр., на втором этапе (еще три года) – еще 13 скважин с дневной добычей еще 35 000 барр., отмечает Лорки. Представитель «Газпром нефти» отказался от комментариев, его коллеги из NIOC, PTTEP и DNO не ответили на вопросы «Ведомостей».

Еще в декабре 2016 г. «Газпром нефть» и NIOC подписывали меморандум о взаимопонимании по месторождениям Чешмех-хош и Шангуле, говорил представитель Минэнерго. В случае договоренности сторон может быть подписан контракт на разработку и добычу, отмечал он. Ожидаемые ресурсы Шангуле – 2 млрд барр., месторождение было открыто в 1999 г., но никогда не разрабатывалось.

«Газпром нефть» уже пыталась приступить к разработке Шангуле и Азара в 2009 г., тогда компания подписала с NIOC меморандум о взаимопонимании, учитывающий возможность сотрудничества компаний на этих месторождениях. Но процесс затянулся из-за санкций, которые в 2006 г. наложил Совет Безопасности ООН из-за иранской ядерной программы. В сентябре 2011 г. Иран раскритиковал «Газпром нефть» за затягивание процесса разработки месторождения Азар, а затем исключил компанию из проекта.

Это первый проект «Газпром нефти» с иранской компанией после отмены санкций, его стоит рассматривать как своего рода входной билет и демонстрацию готовности совместно работать, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. Все, включая количество скважин, будет зависеть от результатов геологоразведки. На данном этапе рассчитать их стоимость нельзя, отмечает он. В масштабах отрасли и «Газпром нефти» уровень предполагаемой добычи несущественный, говорит Крюков. 2,5 млн т нефти в год – это скромное месторождение, для примера: только Самотлор «Роснефти» приносит по 20 млн т в год, говорит старший аналитик «Атона» Александр Корнилов. Проект спорный, на каких условиях будет делить выручку NIOC с «Газпром нефтью» – непонятно, сам Иран не горит желанием создавать предприятия с соглашением о разделе продукции, говорит Корнилов.

Три компании, среди которых «Газпром нефть», в течение шести месяцев разработают проект добычи нефти на иранских месторождениях