Федеральная антимонопольная служба хочет добиться от РЖД большей прозрачности

Служба начнет контролировать KPI компании, чтобы учитывать их при определении тарифа
ФАС хочет добиться от РЖД большей прозрачности
ФАС хочет добиться от РЖД большей прозрачности / А. Астахова / Ведомости

ФАС заинтересовалась производственными показателями РЖД. Служба разработала приказ, где говорится, что тарифы монополии на 2017 г. устанавливаются с учетом целевых показателей на год. Документ зарегистрирован Минюстом еще 3 февраля. Целевые показатели, которые хочет контролировать ФАС, описаны в приложении. Погрузка в 2017 г. должна составить 1,218 млрд т (в 2016 г. была 1,22 млрд т), пассажирооборот – 123,9 млрд пассажиро-километров (было 124,5 млрд пассажиро-километров). Но вот средняя скорость грузового поезда должна вырасти почти втрое – до 40,2 км/ч.

Но в 2017 г. тариф РЖД уже проиндексирован на 4% плюс 2% индексации на капремонт инфраструктуры. «Это (приказ. – «Ведомости») новый подход в тарифном регулировании железнодорожной отрасли, сейчас утверждены основные целевые показатели, следующий шаг – принятие порядка, по которому достижение или недостижение монополией основных целевых показателей будет отражаться на тарифах, утверждаемых регулятором», – прокомментировал приказ представитель ФАС. Предполагается, что служба будет учитывать, достигла ли РЖД целевых показателей при установлении тарифа в будущем, возможно уже в 2018 г., объясняет человек, близкий к ФАС.

Президент стал гендиректором

Президент РЖД Олег Белозеров попросил правительство изменить его должность на генерального директора. Чиновники идею поддержали и переименуют должность в соответствии с существующими национальными и европейскими практиками корпоративного управления.

Как система будет применяться на деле, пока не ясно. Предполагается, что ФАС выпустит дополнительное решение, чем для железнодорожной монополии обернется невыполнение или, напротив, выполнение целевых показателей. Основные целевые показатели на 2017 г. РЖД в ФАС предоставила, говорит представитель компании, отказавшись комментировать сам приказ.

«Служба пытается контролировать производственные показатели, чтобы следить, повышает ли РЖД качество работы, за которое в 2017 г. получила дополнительную надбавку в 2%», – говорит чиновник из профильного министерства. «Но контролировать работу РЖД у службы не получится, – считает он. – Нет возможности проверять показатели, которые предоставляет РЖД». Поэтому приказ принципиально ничего в работе монополии не меняет, заключает чиновник.

В 2015 г. чиновники уже пытались устанавливать тарифы, опираясь на целевые показатели РЖД. Тогда ФАС предлагала индексировать тарифы дважды: в январе и в июле, но второй раз – только если РЖД достигла определенных результатов. Пока KPI есть только у менеджеров монополии. Положение о KPI, которое было утверждено еще при бывшем президенте компании Владимире Якунине, включает две группы показателей: финансовые (размер дивидендов, EBITDA, рентабельность по EBITDA, выручка и т. д.) и отраслевые (уровень безопасности движения, приведенная работа и т. д.). От выполнения KPI зависит вознаграждение топ-менеджеров.

РЖД

Железнодорожная монополия
Акционер – правительство России (100%).
Выручка (РСБУ, 9 месяцев 2016 г.) – 1,17 трлн руб.
Чистая прибыль – 33,87 млрд руб.

Гендиректор «Infoline-анали-тики» Михаил Бурмистров считает, что дополнительная индексация тарифа равномерно по всем видам грузов в связи с достижением некоторого результата искажает смысл тарифной системы, включающей сложный комплекс тарифных классов и корректирующих коэффициентов. Использование показателей, которые может посчитать и измерить только РЖД и которые не поддаются перепроверке, может привести к манипулированию этими показателями со стороны монополии, предупреждает эксперт. Предлагаемые и оцениваемые KPI должны быть увязаны с реальными критериями оценки качества работы РЖД грузоотправителями, грузополучателями и операторами, заключает он.