«Ростех» прогнозирует рост своего авиастроительного бизнеса

К 2025 году выручка этого сектора должна увеличиться в 2,6 раза до 1,5 трлн рублей
Наибольший потенциал имеет развитие послепродажного обслуживания, «Вертолеты России» могут попытаться завести на себя сервис машин
Наибольший потенциал имеет развитие послепродажного обслуживания, «Вертолеты России» могут попытаться завести на себя сервис машин / А. Махонин / Ведомости

Правление госкорпорации «Ростех» утвердило стратегию развития авиационного кластера до 2025 г.: ее ключевой целевой ориентир – ежегодный рост выручки кластера в среднем на 11,9% до 2025 г., суммарная выручка к 2025 г. должна превысить 1,5 трлн руб., рассказал представитель госкорпорации. Стратегия 10-летняя, так как писалась в 2016 г., который считается первым годом ее действия, поясняет представитель.

В авиационный кластер входят «Вертолеты России» (выручка по МСФО в 2015 г. – 220 млрд руб.), Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, 212 млрд руб.), концерн «Радиоэлектронные технологии» (120 млрд руб.) и «Технодинамика» (20 млрд руб., производит комплектующие). За 2016 г. холдинги еще не отчитывались.

Перед кластером также стоит задача за 10 лет нарастить долю гражданской продукции с 10 до 30–40%, продолжает представитель «Ростеха», это будет достигаться в том числе за счет вывода на мировые рынки новых вертолетов «Ансат», Ка-62, Ми-38 (новые гражданские многоцелевые вертолеты), основные внешние рынки – это Индия, Китай и Азиатско-Тихоокеанский регион. Кроме этого будет построена система постпродажного обслуживания для вертолетов и самолетов, которая позволит увеличить выручку от сервисов более чем в 2,5 раза, добавляет собеседник.

«Такой рост доли гражданской продукции – крайне амбициозная задача, – считает партнер Strategy Partners Group Артем Малков. – Наибольший потенциал имеет развитие послепродажного обслуживания, «Вертолеты России» могут попытаться завести на себя сервис машин, который осуществляется сторонними организациями во всем мире». По его мнению, решению задач также могут помочь газотурбинные установки, судовые двигатели и разрабатываемый авиационный двигатель ПД-14, но его успех будет во многом зависеть от успеха самолета МС-21, что сейчас трудно спрогнозировать. «Позиции «Вертолетов России» намного сильнее в военном сегменте, чем в гражданском, росту последнего может помочь создание СП с иностранными производителями [одно, по сборке легких вертолетов, уже работает с Augusta Westland], но добавленная стоимость таких проектов, по сути, лицензионной сборки будет намного ниже», – говорит Малков.

«Прогнозируемый среднегодовой рост выручки ОДК на отрезке до 2025 г. – 10,8%. Основные факторы, которые обеспечат такую динамику, – запуск новых продуктов (двигатели ПД-14, ПД-35 и др.) и выход на рынок в качестве поставщика 2–4-го уровней. Другими драйверами корпорации должны стать сегмент послепродажного обслуживания двигателей ОДК, развитие сети сервисных центров в России и за рубежом, переход на контракты полного жизненного цикла и т. д.», – говорит представитель ОДК. Представитель «Вертолетов России» от комментариев отказался.

Ежегодный рост авиационного кластера «Ростеха» на 12% – это оптимистичный сценарий, возможный при благоприятном стечении большого количества факторов, более реалистичный – рост на 5–7%, говорит человек, близкий к Минпромторгу. Развивать сервис ОДК будет тяжело, так как российские военные корабли иностранцы ремонтируют сами, гражданские же двигатели предназначены в основном для российского рынка, а выполнению всей стратегии помешает ожидаемое снижение через несколько лет гособоронзаказа, перечисляет собеседник.